Домой Экономика У России появились излишки нефти: снизятся ли цены на бензин

У России появились излишки нефти: снизятся ли цены на бензин

65
0

Дополнительное топливо не находит покупателей на внутреннем рынке Поделиться

Угрозы наложить запрет на экспорт российской нефти странами Запада уже привели к негативным последствиям для отечественной добывающей отрасли. Как завил вице-премьер Александр Новак, из-за нарушения логистических и финансовых цепочек добыча в России в апреле упадет на 4-5%. Экспорт нефти из нашей страны уже снизился: отечественный сорт Urals для международных трейдеров считается «токсичным» из-за санкций.

У России появились излишки нефти: снизятся ли цены на бензин

Фото: pixabay.com

В результате добываемая внутри страны нефть активно поступает на национальные нефтеперерабатывающие заводы. И те уже начали подавать сигналы, что не справятся с поставляемыми на их мощности объемами сырья, ранее направляемого на экспорт.

Но если в России образовался переизбыток продуктов нефтепереработки, то с точки зрения экономической логики это должно привести к падению цен на на горюче-смазочные материалы. Станет ли энергетическая война с Европой поводом для снижения цен на бензин на российских АЗС, мы узнали у профильных экспертов.

Артем Деев, руководитель аналитического департамента AMarkets: «Экономическая логика в России работает далеко не всегда. Переизбыток предложения в теории должен вести к снижению цен, но в нашей стране, скорее, перерабатывающие заводы начнут вставать на ремонт раньше запланированного срока, нежели производить «лишнее» топливо. Если ранее процесс реконструкции и обновления мощностей обычно начинался в мае, то в этом году остановки НПЗ можно ожидать раньше — уже в апреле.

Ни производители, ни бюджет страны не готовы будут потерять часть доходов из-за снижения цен на бензин на внутреннем рынке. Это произойдет, если только снизят цены заправки, входящие в состав вертикально-интегрированных нефтяных компаний.

Однако серьезного дисконта ожидать не стоит — скидки останутся в пределах 1-1,5%. Независимые АЗС, покрывающие более половины отечественного рынка горючего, наверняка воспользуются таким шансом, чтобы немного подзаработать: даже если в оптовом звене, то есть на сырьевых биржах, стоимость топлива будет снижаться, то в рознице сильного изменения цен владельцы личного автотранспорта не увидят.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Кешбэк на детский отдых: россияне активно пользуются инициативой «Единой России»

Владельцы небольших самостятельных заправок, которые практически весь прошлый год теряли 1-2 рубля с каждого литра бензина из-за повышения биржевых котировок, устанавливаемых крупными холдингами, будут наверстывать упущенное и назначат более высокую маржу.

Конечно, можно будет предоставлять ценовые поблажки на топливо для аграрно-производственного комплекса, однако такое решение лежит в плоскости государственной экономики. Добывающие компании при продаже больших объемов топлива смогли бы предоставлять скидки, но массовым такое явление станет исключительно при принятии специальной правительственной программы — например, если чиновники пообещают субсидировать продажи горючего аграрным хозяйствам.

Правда, на ценах продуктов питания даже такие преференции вряд ли отразятся, поскольку на рост продовольственных цен влияет множество факторов: увеличение оплаты рабочей силы, расходы на посевные материалы, реновацию техники, покупку комплектующих, пестицидов, тары, упаковки и прочее. Поэтому пока внутренние топливные излишки не станут причиной неожиданного приятного сюрприза для рядовых потребителей».

Сергей Пикин, директор Фонда энергетического развития: «В нашей стране образовался переизбыток мазута, который производится из тяжелых сортов нефти. Обычно это топливо отправлялось за рубеж, преимущественно в европейские государства и США. Горючее подобных качественных характеристик, хотя теоретически и может проходить дополнительную переработку для производства моторного топлива, однако обычно используется в виде топочного сырья, применяемого теплоэлектростанциями для обогрева жилищ. Американцы полностью отказались от российского импорта. Аналогичные решения могут последовать со стороны ряда стран ЕС.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Эксперт назвал последствия санкций ЕС против российской авиаотрасли

Производимые Россией сейчас объемы мазута вряд ли будут освоены внутри страны — переработать их в бензин, который по своим технологическим параметрам будет востребован рядовыми автомобилистами, невозможно. Даже сельскохозяйственная техника работает на более качественном горючем. Поставлять подобное сырье на отечественные теплоэлектростанции невыгодно — Россия располагает огромными запасами природного газа, который в большинстве случаев оказывается гораздо дешевле жидких углеводородов. Генерирующим компаниям окажется выгодней закупать газ», нежели пользоваться излишками мазута — в том числе, по технологическим причинам. Поэтому переизбыток таких нефтепродуктов вряд ли приведет к снижению затрат аграрных компаний и, тем более, падению розничных цен на АЗС».

Андрей Лобода, экономист, директор по внешним связям BitRiver: «Запасы нефти в России растут и будут увеличиваться в ближайшем будущем. Поэтому объективно есть хорошая возможность развивать систему нефтехранилищ для создания стратегических запасов.

Интересные перспективы складываются и в отношении «домашнего» рынка бензина. Даже на фоне разгона инфляции до 20%, российские автолюбители как минимум до начала активной посевной работы будут наслаждаться падением цен на бензин, а ведь это социально значимый товар, являющейся маркером продуктового спокойствия потребителей. По моим наблюдениям, цена марки бензина Аи-95 с начала марта с отметки 53 рубля опустилась до 50 рублей. В связи с обострением геоэкономической ситуации крупные производители сократили экспорт и обратили внимание на внутренний рынок, что стало толчком для снижения ценников на АЗС. Федеральная антимонопольная служба отметила предпосылки к падению розничной стоимости горючего в России еще в начале марта. В итоге за месяц, с 8 марта по 8 апреля, Аи-92 подешевел на 32%, Аи-95 на 33%».