Эксперт рассказал, как продвигается строительство российского экспортного газопровода
На этой неделе газопровод «Северный поток-2» (СП-2), предназначенный для поставки российского газа в Европу в обход Украины подвергся новым санкционным атакам Вашингтона. Однако, пока что главные неприятности недостроенной трубе приносит не дипломатическая риторика, а испортившаяся погода на Балтике. В конце недели трубоукладочная баржа «Фортуна», ведущая работы по прокладке СП-2 в датских водах, в очередной раз вынуждена была взять паузу из-за штормовой угрозы. А трубоукладчик «Академик Черский» ушел с точки начала достройки второй нитки и стоит к востоку от острова Борнхольм. С начала возобновления строительства простой судов из-за погодных условий составил уже почти три недели.
Напомним, «Фортуна» возобновила укладку труб СП-2 в датских водах 6 февраля, однако из-за штормов судно простояло без работы уже почти три недели. Всего за два месяца судно уложило около 31 км газопровода — более 60% незавершенного участка нитки в датских водах. Средняя скорость укладки с учетом простоев составляет 525 метров в сутки. Это больше, чем прогнозировал оператор проекта Nord Stream 2 AG. В обновленном графике работ, предоставленном Датскому энергетическому агентству, говорится, что с учетом простоев средняя скорость «Фортуны» составит 400 метров в сутки и в датских водах баржа завершит работы в конце мая. Еще 13,9 км в немецких водах судно завершит до конца июня.
Между тем, с 31 марта у острова Борнхольм находится и трубоукладчик «Академик Черский», который будет достраивать незавершенный участок нитки А. Он самый протяженный из оставшихся — чуть более 68 км. Из-за шторма судно так и не начало укладку и покинуло точку работ, укрывшись от шторма к востоку от острова Борнхольм.
В феврале Датское морское ведомство уточнило в предупреждении морякам, что работы на нитке А «Северного потока — 2» планируют вести до конца сентября и в них будет участвовать трубоукладчик «Академик Черский», который является более технически подходящим для данных работ судном и после дооснащения может укладывать до двух километров в сутки. Поэтому, весьма вероятно, что завершить достройку ветки А в датских водах трубоукладчик сможет в одно время с «Фортуной»: в конце мая — первой половине июне. В этом случае «Северный поток-2» может быть готов к пуску к осени. Что сейчас происходит в точке строительства СП-2 и реальны ли расчетные сроки завершения проекта, «МК» рассказал Игорь Юшков, эксперт Финансового университета при правительстве РФ.
— Работы к югу от острова Борнхольм в датских водах были приостановлены из-за шторма 5 апреля. Баржа «Фортуна» возобновила их 8 апреля, не выйдя при этом на полную скорость и за сутки уложив лишь чуть больше 400 метров труб. В конце марта-начале апреля она разогналась и при хорошей погоде делала чуть ли не по километру в сутки. Но 9 апреля опять было штормовое предупреждение, затормозившее ход работ. Так что все зависит от погоды, никаких других внешних препятствий нет.
— Пока он просто маневрирует в начале недостроенного участка, быстро ходит взад-вперед: по 10 километров в сутки. Это более современное судно, с динамической системой позиционирования и собственным двигателем, не нуждающееся в судах сопровождения. Его скорость укладки – где-то полтора километра в сутки, но она тоже зависит от погодных условий, хотя и в меньшей степени, чем у «Фортуны». С трубами столь большого диаметра «Академик Черский» никогда ранее не работал. Однако особых проблем я не вижу, поскольку на трубоукладчик поставлено новое оборудование.
— Да, их сейчас разделяет около 20 километров, и идти навстречу друг другу им никакого смысла нет: «Фортуне» на своем участке осталось уложить 18 километров. Она это сделает максимум за месяц-полтора, даже с учетом возможного простоя из-за непогоды.
-Думаю, к началу июня. Дальше начнется этап пусконаладочных работ, который продлится месяца полтора-два. В частности, газопровод будут испытывать на герметичность. Судя по всему, в сентябре объявят, что «Северный поток-2» готов к вводу в эксплуатацию, но разрешение на это еще должен дать немецкий регулятор.