Религиовед Алексей Чернов: Запреты могут негативно повлиять на присутствие религиозных символов в светской жизни
Символы веры не могут использоваться в коммерческих целях, и это должно касаться любых товаров народного потребления.
Фото: из открытых источников
Инициативу РПЦ и Роспатента о запрете регистрации товарных знаков с религиозной символикой для ИА RuNews24 прокомментировал религиовед и православный блогер Алексей Чернов.
На сегодня известно, что представители духовенства выступают против упоминания в названиях вин и сигарет монахов и святых. Предприниматели же опасаются, что запрет нанесет ущерб бизнесу в отношении уже запатентованных брендов.
Инициатива принадлежит РПЦ и Роспатенту. В управлении Московской патриархии привели и конкретные примеры недопустимости использования духовных символов. Это, например, вина «Душа монаха» и «Исповедь грешницы», сигареты «Saint George» и средство гигиены «Кроткая монашка». Есть даже зарегистрированный за частной организацией товарный знак «Батюшка онлайн».
Соответствующие поправки к Гражданскому кодексу поддержал и первый зампред Комитета Госдумы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений, народный артист РФ Николай Бурляев.
Как считает религиовед и православный блогер Алексей Чернов, тотальный запрет может негативно повлиять на присутствие религиозных символов в светской жизни.
«Трудно согласиться с идеей исключить из оборота любые упоминания символов веры. Наличие культовой символики — это своего рода дань присутствия веры в нашей жизни. Уйдут символы — уйдет и христианская символика из иконографического, или, наверное, более правильно сказать, медийного в широком смысле пространства. И это место займут секулярные (светские – прим.ред.) знаки.
Хочу напомнить, что проблема присутствия символов в повседневности ставилась на протяжении всей истории религии. Например, во время иконоборческих споров в Византии. В итоге церковь разрешила использовать христианскую символику в не сакральном (профанном) пространстве.
Законодатели мыслят одношагово: убрать/не убрать. Это всё влияние дисциплинарного общества, о котором писал еще Тейлор в книге «Секулярный век». На мой взгляд, сама такая постановка вопроса об убирании символов — уже есть признак секулярности. В итоге вера будет загнана в стены храма, и что? А пространство повседневности будет открыто ветрам язычества и секулярности», — пояснил теолог Чернов.
Читайте нас в телеграм