Больше новостей в сюжете: Статьи
31 марта 1889 года конструктор Густав Эйфель водрузил на вершину необычного сооружения флаг Франции. Спустя 132 года это сооружение является главным символом Франции: Эйфелева башня является одной из самых узнаваемых архитектурных достопримечательностей Парижа, символизирующих страну. Сам конструктор говорил, что это «просто трехсотметровая башня», и, судя по всему, не подозревал, какая слава ждет его детище.
Интересно, что Эйфелева башня изначально задумывалась в качестве временного сооружения – арки для парижской Всемирной выставки 1889 года. Спустя двадцать лет после выставки башню должны были снести и сдать на лом. Однако от запланированного сноса ее спасли радиоантенны, установленные на самой вершине.
Если быть точнее, то башня обязана своим спасением радио, которое было изобретено в то время. По факту Парижу потребовалось высокое сооружение, на котором были бы установлены радиопередатчики. Радиоантенны установили на самом верху, а позднее, в 1925 году, на башню водрузили и телепередатчик.
Читайте также: Всемирный день радио: самые необычные радиостанции в мире
Собственно, всемирную выставку власти Франции решили провести в честь столетнего юбилея Французской революции. Администрация Парижа обратилась к известному инженеру Густаву Эйфелю с предложением реализовать проект, после чего он представил на рассмотрение свои чертежи, изображавшие 300-метровую железную башню. Несколько лет они хранились у мастера в столе. В результате 18 сентября 1884 года Эйфелю и сотрудникам выдали патент на проект.
Конкурс архитектурных и инженерных проектов, по итогам которого предстояло определить визуальный облик будущей Всемирной выставки, открыли 1 мая 1886 года. Его участниками стали 107 претендентов, однако большая часть работ так или иначе повторяла проект эйфелевой башни. В результате проект Эйфеля попал в топ-4 лучших проектов конкурса.
Далее Эйфель внес окончательные правки, после чего комитет принял решение вручить ему первую премию конкурса. Растроганный выбором жюри, Эйфель с энтузиазмом воскликнул: «Франция будет единственной страной, располагающей 300-метровым флагштоком!».
Примечательно, что более сорока лет после того, как легендарную башню открыли, она носила статус высочайшего сооружения в мире, и была практически в два раза выше самых высоких зданий тех времен. По высоте она превосходила пирамиды Хеопса, а также Кельнский и Ульмский соборы. Однако рекорд был побит, и в 1930 году высоту башни превзошел Крайслер Билдинг в Нью-Йорке.
Также Эйфелева башня, на удивление, получилась весьма прибыльным объектом: ее реализация обошлось в 15 млн франков, а только лишь на Всемирной выставке 1889 года ее посетили около двух миллионов человек, каждый из которых заплатил по 5 франков за вход. То есть, практически сразу окупилось две трети затрат.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
Башня покрыта большим количеством лампочек: их 20 000 штук. Они загораются в течение пяти минут ежечасно для знаменитых световых шоу;
Башня строилась два года, два месяца и пять дней;
На объекте работает пять лифтов, включая оригинальные, которые спроектировал еще сам Эйфель. Каждый год эти пять лифтов вместе проходят расстояние, которое равно 2,5 путешествий вокруг Земли;
С момента строительства башню перекрашивали 18 раз. Процедура весьма долгая, поскольку надо красить около 250’000 кв. м поверхности;
Первоначальный цвет башни был красно-коричневым. Он изменялся несколько раз: сначала на желто-охристый, потом на каштановый, а в последние десятилетия башня была бронзовой. Кстати, этот цвет получил название «коричневый-эйфелевый», и это официально запатентованный цвет;
Башню могла быть построена в Барселоне. Изначально Эйфель обратился с этим предложением к испанским властям, однако они проект не оценили. В итоге Барселона осталась без перспективной достопримечательности, а у Франции появился один из национальных символов;
В основе конструкции лежат принципы строения скелета. При инженерных расчетах ориентировались на работы немецкого палеонтолога Германа фон Майера, описавшего строение бедренной кости, и объяснившего, почему она не ломается под человеческим весом. Этот природный принцип нашел себя и в архитектуре;
Над первым уровнем башни запечатлено 72 фамилии, таким образом увековечена память об ученых, которые так или иначе оказали помощь в ее создании. А вот бюст инженера Эйфеля можно увидеть около одной из опор башни;
В 2007 году американка по имени Эрика заключила с башней брак. Интересно, что законность союза была признана не всеми, однако фамилию «объекта своей страсти» она взяла, и по паспорту стала Эрикой Эйфель;
Гюстав Эйфель пользовался башней в качестве огромного научного пособия. Его интересы касались, в частности, вопросов аэродинамики. Тем более, что высота башни давала простор для разных экспериментов. В итоге все сложилось так, что вклад знаменитого инженера в авиастроительство во всем мире оценивается очень высоко.