Любителей горячительного не смущает рост цен на элитные напитки Поделиться
Что бы ни происходило с отечественной экономикой — спад, инфляция или падение доходов — за один ее сегмент можно не волноваться. Продажи алкоголя все время растут, вот и за первое полугодие 2023-го — тоже. Причем, судя по статистике, россияне перешли на дорогостоящие напитки. За минувшие шесть месяцев особенно заметно увеличились продажи коньяка — сразу на 10%. Значительно вырос спрос также на различные вина, особенно — шампанское и игристое. Чем же вызвана эта всепобеждающая любовь к спиртному, которую не в состоянии сдержать даже постоянно растущие цены на алкоголь?
Фото: Алексей Меринов
Помимо коньяка заметный рост продаж, по данныме Росалкогольрегулирования, показали виноградные вина (на 4,5%), а также шампанское и игристое (на 9,1%). Наибольшее увеличение розничного оборота продемонстрировали ликеры, продажи которых подскочили почти на 114%. Единственный напиток, который в этот раз «подкачал» — это водка, реализация которой осталась на прошлогоднем уровне.
Любителей хмельного не смущает даже подорожание излюбленной продукции. С января правительство увеличило минимальную цену практически всей товарной линейки горячительного. В частности, стоимость коньяка выросла примерно на 8%, а игристого — более чем на 41%. В целом за последние 12 месяцев (с июня 2022-го) стоимость спиртных напитков в нашей стране, по данным Росстата, повысилась примерно на 10%. А вот доходы населения не могут похвастаться аналогичными темпами. В I квартале (более свежих данных пока нет) реальные доходы россиян в среднем повысились на едва заметные 0,1%. До конца года этот показатель правительство обещает повысить на 3,4%, но все равно за темпами подорожания алкоголя — не угнаться… Впрочем, а зачем — если покупают и так, да к тому же не самое дешевое спиртное!?
Среди основных факторов увеличения спроса на коньячную продукцию и винные изделия председатель Союза потребителей России Петр Шелищ называет повышение качества отечественных алкогольных напитков. «Внутренним производителям довольно оперативно удалось заместить выпавшее из розничного звена импортное спиртное, — отмечает эксперт. — В первую очередь, это касается ставропольских, краснодарских, дагестанских и крымских виноделов».
По оценке исполнительного директора Ассоциации виноградарей и виноделов России Алексея Плотникова, сбор урожая винограда в нашей стране в этом году обещает вырасти с 700 тыс до рекордной по нынешним временам отметки в 800 тыс тонн. Сейчас доля отечественного вина в российских магазинах составляет 55%. Учитывая столь бурный рост сбора «солнечных ягод», существует шанс, что со временем российский алкоголь будет занимать до 80% полок отечественных универсамов. «Те, кто предпочитает импортное элитное спиртное и не собирается отказываться от привычных пристрастий, сможет удовлетворять свои потребности в ресторанах, накопивших достаточно серьезные запасы зарубежной алкогольной продукции», — полагает Шелищ.
В то же время, по словам директора Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадима Дробиза, ситуация с увеличением розничных продаж коньяка, вина, шампанского, игристого и ликеров выглядит вполне адекватно. «Дело в том, что государственная статистика сравнивает сравнивают не совсем равнозначные периоды — первую половину 2022 года с первым полугодием 2023-го», — объясняет эксперт. В связи с усложнением геополитической обстановки, начиная примерно с середины прошлого года многим россиянам пришлось отказаться от проведения своих отпусков на зарубежных курортах. Население, как говориться, осело дома. Причем, даже фактор частичной мобилизации не оказал особенного влияния на объемы потребления горячительного. Представители среднего класса, продолжающие работать на привычных местах, покупают традиционный для своего сословия алкоголь. Коньяк и другие хмельные напитки, показавшие в этом году существенный рост продаж, в отличие от водки, как раз и являются излюбленным спиртным среднего класса, что и обуславливает повышенный интерес к ним со стороны покупателей. «Во втором полугодии ситуация изменится: россияне находят альтернативные регионы для проведения отпусков, в том числе в доступных зарубежных странах. Там курортники и будут покупать спиртное. Уже в ближайшие месяцы продажи благородного горячительного может снизиться, и по итогам года рост розничных продаж алкоголя составит всего 2-2,5%», — прогнозирует Дробиз.