Повышения цен, впрочем, эксперты не ждут
Несмотря на экономическую нестабильность в стране и падение доходов, россияне не хотят экономить на подготовке к Новому году. 2020-й принес много трудностей и именно поэтому потребители хотят устроить ему яркие проводы, пусть в ущерб своему семейному бюджету. Разумеется, производители традиционной праздничной атрибутики, не упустили возможности наживиться на человеческой слабости: цены на мишуру, елочные игрушки, искусственные елки и другие новогодние товары выросли в среднем на 15-20%. Аналитики не исключают, что желание хоть как-то порадовать себя и родных людей приведет к росту займов в микрофинансовых организациях и, как следствие, к падению населения в долговую яму.
Фото: Лилия Шарловская
«Платформа ОФД» провела исследование о том, как изменились цены на новогодние товары. Выводы весьма интересные: люди покупают значительно меньше, чем в прошлые годы, но и средний чек существенно вырос, то есть тратить потребители стали больше.
К примеру, объем продаж искусственных елей в 2020-м упал на 35%. В то же время средний чек покупки вырос на 14%, до 1 тыс. 649 рублей за пластиковое дерево. «Липовые» сосны подрожали еще сильнее — на 24%, до 2000 рублей. Средний чек на елочные игрушки вырос на 18%, а покупать их стали реже на 10%.
Похоже, пандемия привела к тому, что во всем мире изменилось потребительское поведение и обозначенные тенденции — это надолго, говорит независимый пиар-консультант Анастасия Куценко. «Люди в массе своей стремятся к экономии. Покупатели сокращают затраты, стараются планировать покупки, в результате доля импульсных покупок упала на 80%). Снижение доходов граждан привело к тому, что в стране растет популярность жестких дискаунтеров и масс-маркета, сокращаются обороты магазинов «средний плюс», — отметила она.
Что касается производителей, то, по словам эксперта, они повышают цены, так как из-за девальвации рубля значительно выросли их затраты. А все эти елочные украшения — как правило, импорт или сделаны из импортных компонентов. Соответственно, увеличиваются отпускные цены на товар.
«Ритейлеры в ожидании высокого предновогоднего сезона пока стараются поднимать цены минимально, чтобы получить максимальные обороты до Нового года, — подчеркивает Куценко. — И производители, и ритейл прекрасно видят, что потребитель стал крайне чувствителен к изменению цены и стараются не отпугнуть покупателей, особенно учитывая и снижение трафика в этом году, и падение продаж по разным категориям».
Отметим, что даже в период ноябрьских скидок (так называемая «черная пятница») продажи упали во всех категориях магазинов. В алкомаркетах — на 59%, в магазинах одежды и обуви — на 20%, в продуктовом ритейле — на 13%, в магазинах косметики и парфюмерии — на 4%.
Любопытные данные показывают увеличение склонности населения к сбережениям и желание оградить себя от рисков заболевания коронавирусной инфекцией, считает председатель правления КПК «Обновление» Михаил Дорофеев.
«Рост среднего чека отражает влияние роста числа свободных денежных средств у категории граждан с более высокими доходами. В условиях закрытых внешних границ и ограничения работы ресторанов и развлекательных заведений, увеличение затрат на украшение дома может компенсировать нехватку антуража вокруг встречи нового года в условиях пандемии COVID-19», — говорит он.
В свою очередь шеф-аналитик «ТелеТрейд» Пётр Пушкарёв подчеркнул, что российские семьи потеряли за год в доходах, а главное — не имеют уверенности, что материальное положение у них быстро наладится и в следующем году.
«Именно ограниченный спрос населения, склонность к умеренной экономии даже перед праздником, не позволит сейчас магазинам задрать высоко ценники: большинство людей под Новый год будут сейчас не столь безрассудными в тратах и щедрыми, а станут искать предпраздничные скидки и акции», — подытожил эксперт.