Предполагается, что ущерб будут возмещать сами виновные, но их надо будет еще найти Поделиться
Вандалы, которые ломают и поджигают двери в многоквартирных домах, бьют стекла, устраивают погромы в подъезде и поджигают кнопки в лифте, должны сами оплачивать ремонт общедомового имущества. Соответствующее изменение в Гражданский кодекс по оплате услуг ЖКХ вступило в силу с октября. Если раньше поломки устранялись за счет управляющей компании (УК), то теперь деньги на ремонт будут брать непосредственно с тех, кто причинил такой ущерб. Но кто будет искать нарушителя и не получится ли так, что никто не устранит засор в канализации, пока вандала не найдут?
Фото: Александр Корнющенко
Поправки в Гражданский кодекс возлагают расходы за вандализм на нарушителя, а не на управляющую компанию. Впредь, если в доме сломают почтовые ящики или разрисуют стены, управляющая компания проведет оценку нанесенного ущерба и в квитанции за следующий месяц увеличит статью расходов за содержание общего имущества для всех жильцов.
Поиск нарушителя – это отдельный процесс, который, по всей видимости, будет затруднителен, потому что далеко не везде в России установлены видеокамеры, и не всегда находятся очевидцы акта вандализма. Но если выяснится, что это сделал кто-то из соседей, то на этого человека придется написать заявление в полицию, где дело будут рассматривать в установленном порядке.
В октябре эта норма начала действовать. Но управляющие компании не перейдут на новую схему одномоментно во всей стране, говорит эксперт Народного фронта, член Общественного совета федерального проекта «Школа грамотного потребителя» Павел Склянчук. Сумма в платежках будет меняться в большую сторону исходя из фактических правонарушений. Пока же жильцы ежемесячно платят деньги на обслуживание многоквартирного дома. Ранее все поломки устранялись за счет собираемых платежей.
«Жилищное право является производным от норм гражданского законодательства. Поэтому с юридической точки при этом подходе ответственность наступает в отношении виновных лиц, а управляющая компания (УК) прямым образом может быть невиновна в актах вандализма», – говорит эксперт.
По словам Склянчука, с одной стороны, это юридически корректно. Но есть и другая сторона вопроса. Назовем ее житейской. Дело в том, что это нововведение приведет к тому, что состояние общедомового имущества будет ухудшаться, если не найден вандал, который сломал почтовые ящики или поджог кнопки лифта. В таком случае управляющая компания снимает с себя всякую ответственность, а если от жильцов начнут поступать вопросы, ответ будет примерно следующим: «Это не к нам. Ищите виновного и требуйте с него компенсации. Мы делать ничего не будем».
Следовательно, это двойственная норма, которая на практике может привести к неблагоприятным последствиям для жителей. А вот для управляющих компаний это событие было долгожданным. Сегодня УК, по нормам жилищного кодекса, отвечают за состояние общедомового имущества. Те суммы, которые жильцам выставляют в квитанциях, должны идти на устранение недостатков в доме и только потом управляющая компания может подавать иски в суд и искать самого вандала. Сейчас ситуация меняется на 180 градусов.
«Среднюю плату в месяц, после введения этой нормы, предсказать сложно. В целом есть такая проблема, что в квитанции нет детализации строчки «за общедомовое имущество». Соответственно не раскрывается, на что именно пошли те или иные средства, собранные с жильцов. Нет подтверждения ликвидации поломок, актов оплаты за проделанную работу, трат на материалы. Остается пространство для манипуляций со стороны управляющих компаний. Многие УК этим злоупотребляют, так как не хотят работать себе в убыток», – отмечает Склянчук.
Можно констатировать: октябрь начался для россиян с очередной негативной жилищной новости. И впредь за управляющими компаниям придется следить еще пристальнее, чтобы они не отстранялись от своих прямых обязанностей со словами «это не к нам!». Остается надеяться, что они продолжат придерживаться принципа, сперва ремонт, а только потом поиск виноватого и удержание с него денег.