Государство возвращало свои долги даже при Сталине Поделиться
Расходы на обслуживание госдолга в России увеличились в 1,5 раза. Таковы данные Счетной палаты по итогам первого полугодия 2024 года. С января по июнь траты федерального бюджета на эти цели увеличились до 1,1 триллиона рублей. Это максимальный прирост в годовом выражении за последние 11 лет. Возникает вопрос: насколько оправдано наращивание госдолга в нынешней непростой геополитической ситуации и угрожает ли оно финансовой устойчивости страны?
Фото: freepik.com
Согласно отчету об исполнении бюджета, большую часть погашенных долгов (около триллиона рублей) ушли на оплату внутренних заимствований – облигаций федерального займа и госгарантии. А оставшиеся средства – порядка 77 миллиардов рублей – на погашение внешних долгов.
Как считают в Минфине, рост трат на обслуживание госдолга вызван наращиванием заимствований. За первое полугодие они увеличились на 418 миллиардов рублей – до 26 триллионов. Что составляет 14,5 % ВВП.
Траты также растут из-за слабости национальной валюты и жесткой денежно-кредитной политики ЦБ. Ведь доходность по гособлигациям увеличивается вслед за высокой ключевой ставкой.
Однако в Минфине заявляют, что в ближайшие годы госдолг продолжит наращиваться и дойдет до 18% ВВП.
Среднестатистический россиянин обычно старается не залезать в долги, потому что руководствуется народной мудростью: занимаешь чужие деньги, и на время, а отдаешь свои и навсегда. Ну а как обстоит с этим дело в масштабах государства? Насколько опасно в наше время обрастать долгами и существуют ли реальные риски для экономики страны?
— Госдолг — звучит страшно, хотя на самом деле это обычный финансовый инструмент, — поясняет финансовый аналитик, кандидат экономических наук Михаил Беляев. — Допустим, как для человека или предприятия кредит в банке. Примерно те же самые финансовые правила. Когда стране нужно больше денег, чем поступающие доходы в казну, она берет деньги взаймы у разных финансовых субъектов. Государство выпускает долговые обязательства под свои гарантии, на определенные сроки и под определенные проценты. Государственные облигации предназначаются для корпораций, промышленных компаний, у которых есть свободные средства.
Правительство заимствует и у населения. Сравнительно недавно среди граждан популярностью пользовались трехлетние облигации федерального займа (ОФЗ) под 8 % годовых. Их охотно покупали физлица, потому что на тот момент доходность от этих ценных бумаг превышала проценты по вкладам.
— Такой абсолютной цифры нет. Опасность не в конкретной сумме, а в том, сможет ли государство, исходя из состояния своей экономики, обслуживать долги.
В 2025 году наш государственный долг прогнозируется в 18 % от ВВП…
— Нет конечно. В Японии госдолг составляет 1,5 ВВП, в Италии и Греции около одного ВВП. Про Америку я уже молчу, тема их непомерного долга постоянно обсуждается. Приведу пример: чтобы стать членом Евросоюза, нужно соответствовать некоторым макроэкономическим показателям. В частности, госдолг страны-кандидата не должен превышать 60 % ВВП. А у нас он только 18 % и никаких проблем с погашением нет.
— В принципе, да. Но Россия достаточно осторожно пользуется этим финансовым инструментом. Как восполнить дефицит бюджета? Обычно сокращают расходную часть. Но что значит урезать расходы? Своих денег недополучат бюджетники, сократится финансирование важных проектов… Зачем идти на какие-то жертвы, когда можно взять свободные средства у тех, у кого они есть и которые где-то лежат «мертвым грузом»? А так они и на экономику будут работать, да и доходы принесут субъектам, которые купили государственные ценные бумаги.
— Наверное, правительство так может поступить при определенных обстоятельствах. Но даже при Сталине, когда очень вольно обращались с экономикой, государство обслуживало свои заимствования. Сказать так, что «было вашим – стало нашим» нельзя. Тем более в нынешнее время.