Экономист Николаев о перспективах приватизации Поделиться
Минфин допускает расходование Фонда национального благосостояния (ФНБ) в 2024 году при падении цены нефти, но не готов его обнулить и «сидеть без копейки в запасе», заявил министр финансов Антон Силуанов. Но что делать в случае, если деньги закончатся, а в ФНБ за заначкой лезть нельзя? О перспективах обнуления Фонда и возможных последствиях «МК» рассказал главный научный сотрудник Института экономики РАН, доктор экономических наук Игорь Николаев.
Фото: АГН «Москва»
— Всего в ФНБ по итогам года будет 11,8 трлн руб.
— Ликвидная часть ФНБ – 4,7 трлн руб. (около 2,8% ВВП по итогам 2023 г.). Ликвидная часть — это те деньги, которые могут идти на покрытие дефицита федерального бюджета. Частью средств невозможно распоряжаться из-за международных санкций. Ликвидную часть можно потратить. Если министр финансов допускает такую возможность, то ситуация с бюджетом будет все-таки напряженной и дефицит будет больше, чем планируется.
— Прежде всего это недостаток доходов. Если по доходам будет недовыполнение, то придется как-то балансировать бюджет. ФНБ остается источником, с помощью которого можно свести концы с концами. Почему доходы могут быть недополучены? Мы понимаем, что это связано с нефтегазовыми поступлениями. Мы слезаем с нефтяной иглы, и доля доходов сокращается. Получается, мы теряем такой важнейший источник поступлений. Мировая конъюнктура чувствует себя не очень хорошо. Экономика замедляется и это давит на спрос. Плюс международные конфликты. С точки зрения фундаментальных факторов, ситуация складывается неблагоприятная. Как результат — недополучение доходов, а, следовательно, риски для ФНБ.
— На 2024 год ликвидной части ФНБ хватит. Основные риски переходят на 2025-2026 годы. Это следует из трехлетнего федерального бюджета, где говорится о сокращении расходов после 2024 года.
— В правительстве недаром появляются предложения по приватизации. Причем весьма серьезного характера. Государство объявляет о том, что готово расстаться с определенными пакетами акций ряда компаний. Получается, что власть ищет дополнительные источники. Приватизация — один из них. Еще одна возможность — это сокращение расходов. Логично, что когда не хватает доходов и заначка заканчивается, приходится сокращать расходы. Принятый бюджет об этом уже говорит. Но нельзя исключать риски большего сокращения расходов. Следующее возможное последствие — это увеличение налоговой нагрузки, что крайне нежелательно. Все эти меры неоднозначны, с точки зрения последствий.
— Вы правильно понимаете. Неопределенность экономической ситуации чрезвычайно высока. Пока есть только идея.
— В первую очередь пострадают инвестиционные статьи — прежде всего стройки. Оборонные расходы и социальные если и будут сокращаться, то только в следующую очередь.
ФНБ представляет собой «подушку безопасности», которая позволяет государству компенсировать потерю нефтегазовых доходов в случае резкого падения цены на нефть и исполнить все принятые на себя социальные обязательства.
В начале декабря 2023-го ликвидная часть ФНБ составляла 6,75 трлн, на 2 трлн больше, чем в конце месяца. Она включает 3,268 млрд евро, 279,8 млрд юаней (35 млрд евро), 1,19 млрд рублей и 508 тонн золота. Год назад на счетах ФНБ в Банке России лежало 45 млрд евро, почти 5 млрд фунтов, 693 млрд иен, 309 млрд юаней и 526,7 млн рублей. На конец года доступные средства ФНБ будут составлять 4,7 трлн рублей.