Домой Экономика Прожиточный минимум не успевает за ростом цен: правительство сможет сэкономить

Прожиточный минимум не успевает за ростом цен: правительство сможет сэкономить

139
0

Как власти решили вопрос социальных пособий

В 2022 году прожиточный минимум россиянина составит 11950 рублей в месяц, что на 2,5% больше, чем в 2021-м. Можно ли будет прожить на эти деньги, если ожидаемая сейчас властями годовая инфляция — около 5%? А ведь прожиточный минимум — это официальная черта бедности, которая отделяет имеющих право на социальную помощь государства от такого права не имеющих…

Прожиточный минимум не успевает за ростом цен: правительство сможет сэкономить

Фото: Алексей Меринов

С 1 января 2021 года МРОТ больше не зависит от прожиточного минимума, а устанавливается в размере 42% от медианной зарплаты, то есть такой зарплаты, больше и меньше которой получало по половине трудоспособных россиян. Получало в позапрошлом году, что важно. Нынешние 12 792 рублей в месяц — 42% от медианной зарплаты 2019 года. В 2022 году, объявило на днях Минтруда, минимальный заработок за полный рабочий день составит 13 617 рублей, то есть вырастет на 825 рублей и 6,4%, и эта сумма равна 42% от медианной зарплаты «ковидного» 2020 года.  

И прожиточный минимум теперь не зависит от стоимости потребительской корзины: он равен 44,2% медианного дохода, то есть такого, меньше и больше которого имели по половине россиян — и тоже в позапрошлом году. Доход — это и зарплата, и пенсии, и пособия, и дивиденды, и предпринимательская деятельность… В следующем году ПМ, объявил Минтруда, будет равен 11950 рублей в месяц, и это 44,2% медианного дохода  за 2020 год. Это на 2,5%  и 332 рубля больше нынешнего прожиточного минимума. 

Проект постановления о величине ПМ (оно должно быть утверждено к 1 июля) и проект закона о величине МРОТ на следующий год (он будет приниматься вместе с проектом бюджета осенью) в конце недели обсудит трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, в которую входят представители правительства, профсоюзов и объединений работодателей. 

Увеличение МРОТ на 6,4% — реальный рост, особенно если инфляция по итогам года, как ожидает Центробанк, если и превысит 5%, то незначительно. Но прожиточный минимум, который номинально вырастет на 2,5%, фактически сократится. При этом закон называет  прожиточный минимум «минимально необходимой для обеспечения жизнедеятельности суммой доходов гражданина». Но кто поручится, что на сумму в 11950 рублей в месяц через год и правда можно будет хоть очень скудно, но прожить, то есть питаться, платить за коммунальные услуги, транспорт, связь, покупать лекарства? 

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Россиянам раскрыли правила поведения в Иране

Величина прожиточного минимума очень важна: она отсекает официально не бедных россиян, права на социальную помощь и разного рода пособия не имеющих, от официально бедных, которые на помощь государства могут рассчитывать. Взять, например, пособия, которые начнут выплачивать с 1 июля 2021 года — женщинам, вставшим на учет после 6 недель беременности, и на детей в возрасте от 8 до 16 лет: их величина зависит от регионального прожиточного минимума, и право на их получение имеют те семьи, где среднедушевой доход ниже регионального ПМ. И неработающим пенсионерам положена доплата именно до регионального ПМ, если начисленная пенсия до него не дотягивает. А региональный минимум устанавливается каждый год властями субъекта РФ и зависит от федерального минимума…

Когда осенью прошлого года Госдума принимала закон о новом порядке расчета ПМ и МРОТ, замглавы Минтруда Андрей Пудов заявлял: «анализируя прогнозные изменения минимального размера оплаты труда и величины прожиточного минимума на десятилетний период, мы видим, что этот рост в том числе будет превышать инфляцию». Но если с МРОТ так пока и получается, то с ПМ — нет.

А ещё правительство прошлой осенью договорилось с профсоюзами и работодателями ежегодно вычислять, какими были бы МРОТ и ПМ, если бы они по-прежнему зависели от потребительской корзины, и сравнивать с тем, что получается при расчете по медиане… Но пока такого рода расчетов не представлено. Зампредседателя ФНПР Александр Шершуков в разговоре с «МК» назвал ситуацию «анекдотической»: расчеты потребительской корзины «по сути приравнены к оборонному бюджету, потому что секретны», Росстат больше не публикует их ежеквартально. «На сегодняшний день вроде бы нет доказательств, что если бы ПМ и МРОТ рассчитывались по-старому, было бы лучше, но есть устойчивое ощущение, что в новом расчете что-то не так»,- сказал он. Закон гарантирует, что даже если доходы и зарплаты в стране резко упадут, ПМ и МРОТ понижаться не будут — в худшем случае останутся на прежнем уровне, напомнил г-н Шершуков, «но если есть инфляция — наполнение по факту падает, и потому вопросы остаются».

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Российским отдыхающим на Шри-Ланке грозит тропическая лихорадка: денге опасна весной

Борис Кравченко, президент Конфедерации труда России, в разговоре с «МК» назвал цифры о величине ПМ на 2022 год «вызывающими недоумение — они чрезвычайно малы». «Когда переходили на медианную систему, профсоюзы говорили, что прозрачной методики расчета нет, и как потом Росстатом обрабатываются данные — мало кто понимает. Я, например, как специалист, совершенно не понимаю»,- признался он.

Глава думского Комитета по труду и социальной политике Ярослав Нилов (ЛДПР) полагает, что проблемы не было бы, если бы процент от медианного дохода, которому равен ПМ, был бы выше 44,2, прописанных сейчас в законе, и считает, что «в рамках бюджетного процесса осенью к этому вопросу нужно будет вернуться». Закон, кстати, разрешает пересматривать этот коэффициент «не реже» чем раз в пять лет. Чаще не запрещено. Но маловероятно.

«Я и раньше предупреждал, что когда идет привязка к медианным доходам, такая проблема может возникнуть. Уровень реальных цен, особенно на продуктовую корзину, вырос существенным образом, а средние доходы населения не выросли в силу экономических последствий коронавируса, и мы увидели уязвимость этой методики»,- сказал «МК» экономист Александр Сафонов (Финансовый университет при правительстве РФ). «Единственный вариант, который здесь напрашивается — на переходный период, пока не войдем в зону экономической стабилизации, ввести поправочный коэффициент на реальную инфляцию»,- считает он. Но, полагает г-н Сафонов, «делать, видимо, этого никто не будет, потому что рост прожиточного минимума увеличит и количество бедных, и количество денежных средств, которые потребуются, чтобы компенсировать эту бедность»…