Домой В России Продовольственные карточки – как в США? Почему в России не получается стабилизировать...

Продовольственные карточки – как в США? Почему в России не получается стабилизировать цены на продукты

63
0

Продовольственные карточки – как в США? Почему в России не получается стабилизировать цены на продукты

Ручной режим стабилизации продовольственных цен, который использует правительство РФ, приведет к еще большим проблемам. Как передает корреспондент РИА «Новый День», такое мнение прозвучало сегодня ан парламентских слушаниях в Совете Федерации. Политики и эксперты полагают, что кабинет министров проводит противоречивую политику, которая негативным образом сказывается на ситуации в стране.

В частности, сенатор Евгений Савченко обратил внимание, что «добиться стабилизации цен в рамках одной отрасли практически невозможно». «Необходимо принятие общих системных решений для всей экономики в целом. В ручном же режиме добиться стабилизации цен можно только в короткий ограниченный период, который зачастую заканчивается еще большей дестабилизацией цен. Конечно, можно заморозить цены, как, скажем, вчера приняло решение правительство Франции – заморозить цены по известным причинам, которые происходят сегодня в Европе. Но они применяют для этого компенсационные меры за счет бюджетных средств. Такой подход РФ конечно же не устраивает», – констатировал он, предложив меры по сокращению экспорта для защиты внутреннего рынка.

Директор Института права и развития ВШЭ – Сколково Алексей Иванов со своей стороны выступил против ограничений экспорта – особенно в тех сферах, в которых, по его мнению, Россия способна стабилизировать общемировое ценообразование – это зерно и подсолнечное масло.

«Если мы не будем делать ставку на значимое кратное системное увеличение объемов производства зерна, мы не сможем влиять на мировые рынки. Мы так и останемся, что называется – маркет-тейкерами (соглашается с ценами рынка), а не маркет-мейкерами (создает запрос). Вот нам надо стать теми, кто задает тренды на мировых рынках в долгую. Таким образом мы можем долгосрочно стабилизировать цены», – пояснил он.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Депутаты Кунашакского района неожиданно отказали в поддержке проекту, который продавливали власти

При этом Иванов отметил, что вопрос «большой доли бедного населения» могли бы решить продуктовые карточки на субсидированные товары по примеру США. «Это драйвер развития АПК. Потому что в эту корзину можно погрузить товары, которые будут производиться, возможно, исключительно российским АПК. Это долгосрочный спрос на товары», – уточнил он.

«Вот эти два параметра: эффективная социальная политика через продовольственные карточки и соответственно адресная поддержка тех незащищенных слоев населения, которые действительно максимально страдают от волатильности цен. И игра на мировом рынке, потому что это мировой рынок создает эту волатильность, мы не можем решать проблему, где, грубо говоря, светло. Мы должны решать ее там, где она действительно возникает. И мы можем как страна, особенно, в кооперации с целым рядом партнеров Евразии эту проблему решить», – считает Иванов.

В свою очередь руководитель Всероссийского института аграрных проблем, академик РАН Александр Петриков привел данные о постоянных проблемах со скачками цен в отсутствии системы госрегулирования в аграрной отрасли. «Мы не первый раз сталкиваемся с ситуацией, когда продовольственная инфляция у нас обгоняет общую инфляцию. Так было в 2007-2008 годах, в 10-м году, 14-15-м годах и вот теперь… Учитывая волатильность мирового рынка, который не может контролировать ни одна страна, – эта волатильность в среднесрочной перспективе будет наблюдаться. И нам действительно надо очень серьезно подумать о формировании государственной системы регулирования агропродовольственного рынка. Несмотря на все всплески, такая система у нас до сих пор не создана, и мы пытаемся решить проблему какими-то срочными административными мерами», – констатировал он.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Российские авиакомпании могут отменить до 50% рейсов в Краснодарский край

Академик обратил внимание на парадокс, когда, с одной стороны, «государство продолжает повышать вывозные пошлины, с другой – продолжает повышать экспорт». «С 2022 года удельный вес в расходах в госбюджете по поддержке экспорта будет больше, чем расходы на импортозамещение, и многократно больше, чем поддержка малого и среднего предпринимательства или научно-техническое оснащение развития отраслей АПК. Правительство сейчас это осознало и начало перекачивать деньги от пошлин на развитие АПК. Но насколько оптимальны названные мной пропорции, это большой вопрос», – подчеркнул он.

«Задача стабилизации рынка не сводится к стабилизации продовольственной инфляции, а требует комплексного подхода. В частности, целесообразно перейти к продуктовому принципу построения госпрограмм развития сельского хозяйства, а также принять закон по регулированию агропродовольственного рынка и дополнить особым разделом законы о развитии сельского хозяйства. Тем коллегам, которые могут меня упрекнуть, что это антирыночная мера и не соответствует передовому зарубежному опыту, хочу их разочаровать. Например, в Германии с 72-го года действует закон о реализации механизма общей организации агропродовольственных рынков и прямых субсидий сельхозпроизводителей… Аналогичный закон целесообразно принять и в РФ», – заключил Петриков.