Эксперт понадеялся, что просроченные товары вообще не будут попадать в магазины Поделиться
С 1 февраля в России в тестовом режиме внедрят систему, которая будет отслеживать просроченные продукты и исключать их из продажи с помощью электронной маркировки. Для участия в этом правительственном эксперименте отобрано несколько видов молочной продукции, минеральная вода и пиво. Благодаря новой схеме контроля станет невозможной и реализация незаконно введенной в оборот табачной продукции.
Фото: Кирилл Искольдский
Как поясняется в комментарии кабинета министров, основная задача нововведения – отработать механизм обмена сведениями о маркированной продукции между торговыми точками и информационной системой мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке. «Если эксперимент пройдет успешно, то в ближайшем будущем покупка продукции, незаконно введенной в оборот или с истекшим сроком годности, будет блокироваться кассовыми аппаратами с соответствующим программным обеспечением», — отмечается в правительственном релизе. Оценить нововведение мы попросили президента Союза потребителей России Петра Шелища.
— Безусловно, дело это правильное, — говорит собеседник «МК». — Функция выявления «просрочки» полностью бы оправдала, наполнила бы смыслом введение обязательной цифровой маркировки пищевых продуктов. Напомню, что маркировка каждого товара обходится в 60 копеек, которые включены в розничную цену. Еще пару лет назад Ассоциация компаний розничной торговли (объединяет все федеральные продовольственные сети – «МК») подняла вопрос о включении в состав этого специального идентификатора информации о сроке годности. Но тогда утвержденный правительством оператор системы маркировки всячески этому противился. Там ссылались на технологические сложности и дополнительные финансовые затраты.
— Власти сами понимают, что именно в этом конкретном случае от обязательной цифровой маркировки будет прок. Ведь если покупатель возьмет с полки и донесет до кассы продукт с истекшим сроком годности, при сканировании цифрового кода возникнет сигнал, означающий, что товар просрочен и продаже не подлежит. Но хотелось бы большего: чтобы такие товары вообще не попадали на прилавок. И чтобы работник магазина заблаговременно (и лучше на складе, в подсобном помещении торговой точки) был проинформирован об истекающем (скажем, через три дня) сроке годности. В идеале такие продукты можно было бы передавать благотворительным организациям для распределения среди нуждающихся. Это бы очень поддержало людей, чьи доходы ниже прожиточного минимума. Ведь если из прожиточного минимума вычесть обязательные затраты на услуги ЖКХ (даже с учетом субсидий), общественный транспорт, оплату связи, то на еду останется в среднем 250 рублей в день.
Замечу также, что срок годности истекает не только на прилавках и в подсобках магазинов, но и на складах предприятий, выпускающих эти продукты. Не все они оказываются востребованными. Конвейер работает непрерывно, постоянно что-то производит. А если, скажем, какие-то магазины сократили заказ по договорам поставки, кто-то отказался от заказа, а кто-то вообще закрылся, то продукты не удается никуда пристроить и приходится их утилизировать.
— В этом я вижу чисто технологическую причину. Ведь речь идет пока только об эксперименте: надо опробовать механизм, посмотреть, как он будет функционировать, чтобы не образовывались задержки, очереди на кассе с каждым продуктом. Надо отработать саму технологию. Оператору системы маркировки придется расширить информацию, заложенную в цифровую маркировку. В этой истории меня удивило одно — зачем понадобилось аж целое постановление кабинета министров? Достаточно было бы команды из профильного министерства в адрес оператора, чтобы тот на договорной основе с ритейлерами протестировал эту систему.