Эксперт Шапкин объяснил, почему виски перестал быть напитком для избранных Поделиться
По своим алкогольным пристрастиям россияне медленно, но уверенно переключаются с водки на зарубежные напитки. Так, если год назад лидером роста продаж на внутреннем рынке оказался джин, то в 2024 году резко — почти на четверть — увеличилась розничная продажа виски. Продажи же нашего культового напитка — водки — тоже растут, но почти незаметными темпами.
Фото: Алексей Меринов
Согласно свежим данным Росалкогольтабакконтроля, за период с января по май 2024 года продажи практически всех видов алкоголя в стране выросли — и это несмотря на тотальное удорожание спиртного. Только вот темпы этого роста для разных напитков — разные. Несомненным лидером роста продаж стали «недружественные» виски — их реализация в стране увеличилась почти на 25% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Столь бурный рост виски продемонстрировали впервые.
Безрадостная статистика для россиян и по некоторым другим видам западного алкоголя. За пять месяцев нынешнего года употребление текилы выросло на 21,3%, рома — на 20,3%, биттера почти на 20%…
Между прочим, весь алкогольный рынок в стране увеличился всего на 4,2%. В общем, наступление «не нашего» алкоголя идет по всем фронтам. В то время как розничные продажи русской водки с начала года увеличились только на 1,6%.
Как все это понимать? Где, можно сказать, наша национальная гордость? Правда, некоторые аналитики не усматривают в переходе на виски отклонения от традиций. Говорят, что наш брат пьет виски, как водку. А европейцы и американцы предпочитают их с содовой, то есть разбавленные.
«Вот когда мы тоже станем пить виски с содовой, тогда можно говорить о смещении акцентов в алкогольных вкусах. Но надеюсь, что такого никогда не произойдет», — сказал нам один из экспертов.
В увеличении розничных продаж виски, текилы и рома специалисты «винят» локализацию производства этих напитков в России. В результате чего цены на тот же виски снижаются и он становится доступнее для широкого покупателя. Кроме того, не дремлют и отечественные ритейлеры, которые смогли в условиях санкций наладить поставки зарубежного алкоголя в Россию.
Но главной причиной смещения алкогольных пристрастий россиян эксперты, прежде всего, называют повышение доходов. Теперь, дескать, многие могут себя побаловать и коньяком, и виски, и джином.
Объяснение так себе. Если повышается зарплата (а она действительно повышается рекордными темпами, причем два года подряд), совсем не обязательно ее тратить на виски или бренди. У многих семей и других забот хватает: хотя б отдохнуть как следует летом с детьми… Получается, что мы пьем в любом случае. С горя — если зарплата маленькая. И с радости, если она большая, тоже.
Потребление вина в России с начала года тоже выросло. Реализация ликерных вин более, чем на 70%, а игристых — почти на 30%. На 12,6% выросли продажи виноградных вин.
Как известно, цены на крепкий алкоголь в России выросли с 1 июля нынешнего года, теперь минимальная стоимость пол-литра водки стоит 299 рублей, а коньяка 556 рублей. В мае достаточно резко подскочили цены и на вина.
— Еще лет пять назад виски в нашей стране считался напитком для избранных, — рассказывает руководитель Центра разработки национальной алкогольной политики Павел Шапкин. — Бутылка виски была дороже водки в 3 и более раз. Сегодня их можно купить по 400 рублей за пол-литра, почти как водку. У россиян появилась возможность купить то, что раньше было не по карману, ведь средняя цена на виски в последние годы значительно снизилась. Почему бы не попробовать что-то новое?
— Водка производится путем ректификации, а виски — дистилляции. Почувствуйте разницу, это совсем другой уровень. У нас из дистиллята делают только коньяк. Хотя многие эксперты подозревают, что половину его объемов все же получают тоже из ректификата. К тому же, для созревания виски еще необходимо и время выдержки. Постепенно потребители начали вникать в эту тему, к хорошему привыкаешь быстро. Полагаю, что со временем объемы производства и розничных продаж виски в России будут расти. Тем более, если сейчас есть возможность купить этот напиток по сравнительно доступной цене… Этим нужно пользоваться, что многие россияне и делают.
— Стоимость дистилляции не позволяет устанавливать минималку. Вот если виски наши «мастера» научатся подделывать, как водку или коньяк, бодяжить, то придется и на этот напиток вводить минимальную цену. Означающую, что если вам продают по заниженной цене, значит это фальсификат.
— В США производится примерно одинаковое количество водки, виски и текилы. Вполне возможно, что в ближайшее время цифры по потреблению водки и виски и в нашей стране станут сопоставимыми. Но водка — это для нас не просто напиток, это еще и закуска: огурчики, селедка, картошка… Это русская душа и статистикой продаж ее не измерить.