По мнению экспертов, жесткие тоталитарные режимы не реагируют на обнищание населения
Европейские санкции в отношении Белоруссии могут коснуться химического сектора, а также транзита российского газа. Об этом заявил Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель в интервью агентству France Presse. Уже сейчас ЕС и ряд стран ограничили перелеты собственных авиакомпаний над территорией Белоруссии. Задержание активиста Романа Протасевича может обойтись экономике в миллиарды долларов.
Фото: kali.by
Ограничения ЕС по использованию воздушного пространства Белоруссии в большей степени ударят по «Белавиа». Самолетам этой авиакомпании нельзя заходить в аэропорты Латвии, Литвы, Польши, Франции, Швеции, Финляндии, Чехия и других страны. Исключением пока остается Эстония — там решили пока только избегать воздушного пространства над Белоруссией. Однако, это не окончательные меры против «акта государственного терроризма», которые планируют ввести страны ЕС. В частности планируется расширить «черный» список лиц и организаций, а также обсуждается возможность введения ряда экономических санкций, включая нефтеперерабатывающую и химическую отрасли. Новый пакет будет готов к началу лета.
«Беларуськалий» — один из крупнейших производителей калийных удобрений в мире. В прошлом году он принес государству почти 2,5 млрд долларов. Безусловно, если рынок экспорта будет закрыт, то это станет серьезным ударом для экономики Белоруссии, считает . «3 июня США возобновят санкции в отношении девяти белорусских госпредприятий и я допускаю, что ЕС присоединится к этому пакету. Плюс обсуждается вопрос добавить в этот санационный пакет «Беларуськалий», который в 2014 году был искусственно из него выведен. Очевидно, если будет введено торговое эмбарго, то это также будет иметь существенный эффект. Если Литва пойдет на жесткие меры, вплоть до закрытия порта и Латвия сделает тоже самое, то это закроет для Белоруссии весь экспорт калийных удобрений и нефтехимии», — пояснил эксперт.
уверен, что если санкции ЕС затронут крупнейшие предприятия страны, то это приведет к банкротству всей государственной системы. «Закрытие воздушного пространства Белоруссии приведет к банкротству перевозчика «Белавиа», аэропорта Минск-2 и тех компаний, которые с ними работают. Кроме того в 2019 году была введена вторая взлетно-посадочная полоса для того, чтобы превратить Минск в полноценный транспортный хаб, что в нынешнем положении не выполнимо. С учетом инвестиционных издержек и тех проектов, которые не будут приносить эффекта, совокупность потерь оценивается в 2,5%ВВП. Если же будут введены санкции по калию и нефтепродуктам, то экономика может обвалиться на 15%, что де-факто обозначает банкротство всей системы».
Экономист уверен, что если цель европейских санкций — помочь белорусам в борьбе с режимом, то в данном случае это не сработает. «Как показывает практика Северной Кореи, Венесуэлы, Кубы — жесткий тоталитарный режим не реагирует на обнищание населения, падение рабочих мест и радикальное снижение уровня жизни. Кроме того, рядом есть страна, которая непреднамеренно станет выгодополучателем. Если Россия начнет финансировать бюджетные выпадающие доходы, а также входить в бюджетные белорусские компании, то это приведет к концу того объема суверенитета, которые мы имели до этого времени», — считает Романчук.