Список подозрительных стран решили не публиковать
Госдума приняла закон, который обязывает российские банки сообщать обо всех сколь угодно малых поступлениях на счета россиян из некоторых стран мира. Каких именно стран — секрет: их перечень публиковаться не будет. Как власти планируют использовать эту информацию — можно только гадать.
Фото: Алексей Меринов
Поправки в действующий закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем…», внесли в законопроект, который первоначально ничего подобного не предполагал: речь в нем шла о нежелательных иностранных или международных организациях, работа которых на территории России запрещена. Реестр таких организаций, связь с которыми грозит россиянам административной и уголовной ответственностью, с 2015 года ведет Минюст — сейчас в нем 34 структуры. Теперь же проблемы с правоохранительными органами обещаны ещё и тем, кто принимает участие в мероприятиях нежелательных организаций за рубежом.
Когда профильный Комитет по безопасности и противодействию коррупции на прошлой неделе обсуждал текст этой инициативы ко второму чтению, в нем по предложению правительства и главы комитета Василия Пискарева («ЕР») неожиданно прописали важные изменения.
Стоит вспомнить, что и сейчас информация о движении денег на счетах россиян в определенных случаях сразу передается банками в Росфинмониторинг. Например, обязательному контролю подлежат все операции на сумму более 600 тысяч рублей, а также все поступления на счета россиян из тех стран, которые не выполняют рекомендации ГРЕКО (Группа разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег, Россия входит в эту международную организацию). Но с 1 октября 2021 года обязательному контролю будут подлежать и все без исключения поступления на счета россиян и российских организаций от любых граждан или организаций из стран, включенных в особый перечень. Информация о том, какие страны в него попали, будет «ограниченного доступа», то есть ознакомиться с ней смогут лишь банки и сами составители.
Это означает, что россиянин, которому пришли хоть 10 долларов, хоть миллион евро из попавшей в секретный перечень страны, не будет ни сном, ни духом о том, что он уже под колпаком финразведки. Какая денежка? Хоть какая! Перевод от бабушки или сына. Оплата каких-то услуг. Дивиденды. Наследство. Деньги от возврата купленной в иностранном магазине вещи… Многие россияне почему-то думают, что Украина или Белоруссия, как и прочие страны бывшего СССР — не заграница. И ошибаются.
Зачем же власти нужно отслеживать иногда копеечные переводы? Г-н Пискарев («ЕР») объясняет всё необходимостью обеспечить «прозрачность финансирования некоммерческих организаций, и не более того». Мол, иногда НКО, чтобы не попасть в реестр «иностранных агентов», получают средства не напрямую от иностранных организаций или граждан, а через россиян и российские организации. Чтоб эти потоки отследить и лазейку прикрыть, всё и затеяно. Кстати, одновременно поправки правительства ставят под финансовый контроль и все без исключения доходы и расходы всех некоммерческих организаций (пока Росфинмониторинг интересуют лишь суммы в 100 тысяч рублей и более).
Национальный Совет Финансового рынка и Ассоциация банков России, ознакомившись с поправками, схватились за голову и направили обращения в Госдуму. Банкиры считают, что отслеживать ВСЕ поступления из неких стран на счета ВСЕХ россиян и ВСЕХ организаций придется вручную, дело это очень трудоемкое, понадобятся новые сотрудники и много денег — они просили хотя бы перенести вступление новых требований на несколько месяцев. Но обращения были молча проигнорированы. Обычно такое отношение парламента к коллективным обращением влиятельных профессиональных и бизнес-сообществ наблюдается лишь в тех случаях, когда принимается закон, который в Кремле решено непременно принять именно в вызвавшем чье-то недовольство виде.
Глава думского Комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков («СР») сказал «МК», что он узнал об этих поправках лишь в начале этой недели, и его комитет никакого участия в их обсуждении не принимал. «Я понимаю банки, которым придется перенастроить программное обеспечение и систему информирования, а это затраты. Я понимаю и правительство, которое эти поправки инициировало, поскольку финансовые потоки могут использоваться по-разному. 90% попавших под контроль граждан — добропорядочные получатели денег, но есть те, кто на эти деньги всероссийские акции протеста проводит»,- заметил он.
Из океана банковской информации власти, значит, будут выуживать сообщения о тех, кто признан нелояльным. И тут уж получил денежку из-за рубежа, а потом (но не вследствие — связь между денежкой и действиями по российским законам доказывать не нужно) поддержал какое-то открытое письмо или обращение к власти — вот и готовый «иностранный агент». А если перевел хоть три рубля какой-то НКО, тоже попавшей под пригляд — можешь сделать «иностранным агентом» и её. Процесс штамповки носителей этого «почетного» звания упростится и ускорится.
«Содержание армии — большие расходы, силовых структур — тоже, и вполне можно сказать, что все они ложатся тяжелым бременем на плечи налогоплательщиков, но когда речь идет о безопасности государства, вопрос обычно рассматривается под другим углом»,- считает г-н Аксаков. Так что «добропорядочным» и лояльным, видимо, просто придется больше платить за банковские услуги — сказал же с трибуны Госдумы г-н Пискарев, что закон направлен на «защиту суверенитета и безопасности государства»…