Цены еще не разогнались, но покупатели неуверенно смотрят в будущее Поделиться
Международные антироссийские санкции, как и предсказывали многие, оказались обоюдоострыми. Во всяком случае об этом свидетельствуют данные статистики по западным странам. Многие из них к началу российской спецоперации на Украине не успели оправиться от последствий острой фазы пандемии коронавируса, и в этих условиях введенные ограничения и ответные действия Москвы лишь добавили проблем. Пока лидеры коллективного Запада ищут замену российским углеводородам (а от их поставок, в конечном счете, зависит не только энергообеспечение, но и торгово-транспортное сообщение), простые граждане уже ощущают на себе экономические потери.
Фото: AP
В контексте проблем топливного обеспечения на Западе показателен мем, получивший в 2022-м широкое хождение в интернете — причем, не только в его российском сегменте, но и в других государствах. Фраза, приписываемая Дональду Трампу (в период его президентства), — «Вы сейчас покупаете бензин по 2 доллара, а при Байдене будете платить и по 6 и по долларов!», — иллюстрируется недавними фотографиями с американских АЗС, где стоимость топлива действительно местами взлетела до обозначенной бывшим лидером США.
Едва ли это говорит о пророческих способностях экс-хозяина Белого дома — с серьезными проблемами американцы столкнулись еще при нем, в разгар долго игнорируемой его же администрацией пандемии, — но факт остается фактом: цены растут сейчас куда быстрее, чем прежде.
В трамповский срок многие вашингтонские деятели неоднократно тут и там заявляли о необходимости ухода от энергозависимости от России. Справедливости ради, бывший президент, несмотря на свою эксцентричность и обещания поднять американскую энергетическую промышленность, подкошенную пандемией, от радикальных мер воздерживался. Его преемнику Джо Байдену, однако, пришлось действовать в принципиально новых условиях, где углеводородный «шантаж» стал главным инструментом воздействия на Россию. Как итог — нехватка топлива в самих США.
Средняя стоимость галлона бензина, составлявшая при Трампе если и не заниженные им 2 доллара (примерно 200 рублей) за галлон (3,8 литра), то все равно хотя бы меньше $3, в начале марта выросла до $4-5, а в некоторых штатах даже пробила ранее немыслимый потолок и в $6.
Выхода из этой ситуации путем применения точечных мер не просматривается. Транспортировка топлива в небогатые им города сама по себе, как нетрудно догадаться, на бензин же и завязана, что в любом случае провоцирует различие в ценах между отдельными штатами.
От топливного дефицита существенно страдает Великобритания, ослабленная не только жестким локдауном, но и затяжными последствиями Brexit (выхода страны из Евросоюза). В марте 2022-го в Соединенном Королевстве был побит рекорд по стоимости на АЗС и бензина, и дизеля. В обоих случая цена варьируется от 1,5 до 2 фунтов стерлингов (более 250 рублей) за литр, и местные экономисты уверены: рост продолжится, если не будет найдено альтернативы российским углеводородам.
Пока что попытки сделать это, предпринятые британским премьер-министром Борисом Джонсоном в ходе его недавних визитов в Объединенные Арабские Эмираты и Саудовскую Аравию, не увенчались успехом.
Не в лучшем состоянии и континентальная Европа. Во Франции по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (АППГ), то есть в разгар пандемии, бензин прибавил треть от стоимости, цена дизельного топлива выросла на 48%, как результат — примерно по 2 евро (порядка 220 рублей) за литр и продолжающийся рост. В Германии ценовая динамика изменчивая. Так, к концу марта бензин потерял в цене 2% относительно середины месяца, но в любом случае речь идет в среднем о 50%-ном росте стоимости (на фоне АППГ), стабильно превышающей сейчас 2 евро. В других странах ЕС ситуация аналогична либо французской, либо немецкой: устойчивые рост или незначительные колебания в рамках 2%-3%.
Очевидный факт, приведенный выше, казалось, был случайно или сознательно проигнорирован Джо Байденом, когда действующий американский президент решил в одночасье изменить мировую нефтяную конъюнктуру. Однако статистика — вещь упрямая, не в меньшей степени, чем политическое «шапкозакидательство» и амбиции. И уже к середине марта уровень инфляции в США, по официальным данным, достиг 8%, обновив таким образом американский исторический максимум с 1982 года.
Великобритания в этом вопросе немного «отстает», но рискует нагнать партнеров. Экономисты Соединенного Королевства оценили уровень инфляции в марте в 6,2%. Для британцев показатели 2022 года тоже стали историческим максимумом, хоть и не за 40, а за почти 30 лет (в 1992-м зафиксирована рекордная отметка в 7,1%). Официальный Лондон, впрочем, казалось бы, готовился к подобным негативным корректировкам: в экономические планы кабмина была заложены 6%-ная инфляция. Однако тогда британское правительство еще не могло предсказать февральские события и, особенно, их последствия.
Теперь же у жителей страны, которые уже поиздержались за зимний сезон и в связи с дефицитом топлива, накапливаются неоплаченные счета за жилищно-коммунальные услуги и другие долги, а цифра в 8% выглядит для специалистов уже вполне реальной.
Рекордные показатели демонстрирует и Евросоюз. Европейское статистическое управление (Евростат), еще в конце прошлого года сообщившее о наивысшей с 2008-го инфляции в 5,2%, сейчас фиксирует показатели более чем в 6%. Справедливости ради стоит отметить, что негативная динамика берет начало вовсе не в февральских событиях, а сохраняется еще с прошлого июня (для сравнения — в марте 2012-го инфляция в ЕС была на уровне всего 1,7%) и связана она, в первую очередь, с издержками пандемии. Однако очевидно также, что ситуация в текущих условиях будет лишь усугубляться.
И даже безотносительно того, чем конкретно вызваны кризисные явления в экономике, ответственность местное население, судя по комментариям в Сети, возлагает непосредственно на власти, особенно в контексте политических новостей-«молний» об очередном обмене санкциями. Макроэкономические показатели из статистических отчетов уже дают о себе знать в домах рядовых налогоплательщиков, вынужденных платить больше за самые привычные и устоявшиеся вещи и услуги.
О настроениях населения зарубежных стран красноречиво свидетельствуют данные опроса, проведенного на днях одного из крупнейших мировых исследовательских агентств Ipsos. Согласно результатам, полученным специалистами при изучении общественного мнения, так называемый индекс потребительской уверенности в западных государствах продолжает падать, демонстрируя усиливающиеся опасения граждан за свое будущее.
Симптоматично, что рост наблюдается в странах, которые не присоединились к антироссийским санкциям, или же среди крупных экспортеров нефти. Так, для Китая показатель вырос на 0,5% по сравнению с январем, в Индии — на 1,4%, а в случае Саудовской Аравии и вовсе на 3,2%. Для сравнения: в Великобритании, Германии и США опасения населения привели к проседанию индекса на 0,2%, 0,7% и 0,1% и 0,5% соответственно.
Французы, судя по опросу, пока не слишком обеспокоены (показатели идентичны январским), а вот в Японии, для которой позиции крупных региональных игроков в виде России и Китая стали очередным «тревожным звонком», индекс потребительской уверенности снизился почти на 2%. Наибольшую неуверенность в ЕС же демонстрирует Бельгия (минус 2,2% от январского показателя).
Причиной растущих (пусть и сравнительно медленно) опасений являются, конечно же, изменяющиеся цены: не только на топливо, но и на продукты питания, предметы одежды и т.д., перемещение и конечная стоимость которых во многом зависят от транспортных расходов.
В США количество людей, которым не хватает питания, выросло за прошедшие годы более чем на 35% по сравнению с 2018-м, составив 13 млн человек, по данным организации Feeding America, занимающейся решением проблемы голода. Существенная часть американцев тратит до 40% имеющихся у них денег лишь на еду, в то время как ритейлерские сети, долгое время удерживавшие достаточно низкие цены ради преимущества перед конкурентами, вынуждены искать другие пути выхода из тупика.
Специалисты предупреждают: рост затрат на производство и транспортировку продуктов и отражение этого на цене товара на полке магазина покупатели ощутят не сразу. У ритейлеров в запасе несколько хитростей, впрочем, играющих порой на пользу потребителю.
Во-первых, возросшие издержки могут быть компенсированы за счет того, что сети сократят число промо-акций. Купить с большей выгодой любимый продукт, конечно, будет получаться реже. Однако, благодаря такой мере, обычная, а не промо-цена, продержится еще какое-то время без повышения.
Второй путь — изменение формата конечного товара: четыре шоколадных батончика вместо пяти, 800 мл напитка вместо литра и т.д.. Конечно, это похоже на самообман, ведь по факту человек за прежние деньги приобретет меньший объем. Однако, отмечают маркетологи, большие упаковки порой не слишком нужны покупателям, а с психологической точки зрения уменьшение «порций» в магазине воспринять проще, чем резкое повышение цен на то же самое наименование.
В данный момент основные продукты питания в американских магазинах дорожают, в принципе, теми же темпами, что и в разгар пандемии. Стоимость литра молока (хотя его, к слову о больших упаковках, в США тоже часто продают галлонами) составляет порядка $1 (немногим более 100 рублей). Год назад цена колебалась в зависимости от штата от $0,6 до $0,8.
Мясо прибавило в цене примерно по $0,5 за кг (для индейки и курицы) и до $1 за кг (свинина, говядина). Стоимость хлеба, несмотря на серьезную зависимость Северной Америки от заокеанской пшеницы, практически не поменялась, хотя, как отмечают в комментариях к новостям жители США, производители ломтиков для тостера уже начали класть в упаковку меньшее количество кусочков (чего, впрочем, не скрывают).
В Европе уже полным ходом идут разговоры о возможности введения продуктовых талонов или чего-то подобного (время от времени такие идеи получают хождение и в Соединенных Штатах), но связано это не столько с подорожанием товаров, сколько с попыткой избежать их дефицита.
Общие же цены на продукты, отмечают специалисты Евростата, за годы пандемии в принципе выросли: еда и напитки в супермаркетах прибавили в среднем по 1 евро (140 рублей), однако важно понимать — речь идет зачастую о неравномерном росте: часть ассортимента становится дороже быстрее других наименований. Так, серьезно подорожали питьевые воды «элитных марок», которые стало сложнее вывозить за рубеж и реализовывать там (а прибыль компании-производители желают сохранить прежнюю), но они и ранее далеко не всем были по карману. В общем-то, стоимость воды в США и Европе давно привела к тому, что даже в неплохом ресторане вам вполне могут предложить воду из-под крана (бесплатно).
К слову, о заведениях общепита: долгое время простаивавшие без работы из-за локдаунов, они сейчас, вопреки многим пессимистичным прогнозам, вовсе не стремятся отыграть упущенное, а, напротив, пытаются как можно дольше сохранить прежние цены. Объяснение простое: для продления контрактов с поставщиками владельцам ресторанов, фастфудных франшиз и т.д.. необходимо осуществлять регулярные закупки. Чтобы на складе было место и продукты не портились, их надо вовремя сбыть. А повышение цен спросу не способствует: посетители подобных заведений тоже поиздержались. И чем выбрасывать со склада испорченные продукты, лучше реализовать их своевременно, пусть и с небольшой прибылью.
Чтобы отвлечься от общеэкономических показателей и тенденций, мы решили поговорить с конкретными людьми, проживающими в разных странах, задав им вопросы относительно цен в той или иной области: бензин/такси, жилье, продукты питания, общепит, развлечения, одежда и техника, — а они рассказали нам о том, что наблюдают на собственном опыте.
«Я не слишком часто пользуюсь такси, своего автомобиля у меня нет, но отличия в ценах (на такси) я не вижу. Многие люди, чтобы сэкономить, стали ходить пешком или использовать самокаты. Водители же часто вынуждены выплачивать рассрочку за автомобиль. При высоких ценах они не будут ездить и не заработают. А так им хотя бы хватит на долги.
Что касается продуктов питания, то, поскольку, я сейчас живу один, мне легко считать: с 2020-го (средний чек) стал больше долларов на двадцать, если говорить исключительно о продуктах питания.
Сигареты (я не курю) и алкоголь остались на прежнем уровне, как и еда вне дома: пятидолларовый хот-дог всегда пятидолларовый хот-дог, вы знаете, туристов из-за пандемии нет, а в Нью-Йорке на улице больше за хот-дог никто не заплатит.
Зайти на ланч в кафе не дороже, чем раньше, по-прежнему действуют разные промо-предложения, а кофе наиболее популярен в «Старбаксе», где цены в этом году не менялись ($5 и больше за чашку, в зависимости от объема. — «МК»).
Стоимость аренды квартир-студий серьезно выросла, гораздо больше, чем счета за электричество или воду (по моему примеру это приблизительно 5%, аренда — на 10%), потому что, когда еще началась пандемия, многие предпочли уехать из них в родные города и страны. Сейчас в Нью-Йорке множество свободных квартир, и, некоторые риэлторы даже говорят, что, вероятно, цены на их аренду скоро могут упасть, ведь сейчас домовладельцы не получают ничего.
Одежду и технику в США давно привыкли покупать в «Черную пятницу», но она нескоро (смеется), в интернете, и в моллах вроде «Best Buy» — там цены пока прежние, а что касается развлечений, то сейчас люди ждут хотя бы тех концертов, билеты на которые они купили еще до пандемии, очень много туров было отменено, думаю, как и у вас в стране».
«Цены выросли ощутимо (Маркус ответил на наш вопрос относительно попадания Бельгии в антирейтинг по уровню потребительского доверия. — «МК»), в первую очередь, на основные продукты, по моим подсчетам процентов на десять точно, при этом сигареты стоят, как прежде, но они и так у нас дорогие.
Этой зимой, несмотря на обычную для сезона погоду, у всех моих друзей были больше счета за квартиры. Но они и в прошлом году были выше, чем в позапрошлом.
Власти субсидируют тех, кто остался без работы, частично компенсируя им затраты, не знаю, о каких суммах идет речь, и хватает ли этого.
Бизнес-ланч обойдется вам в 15-20 евро (2000-2900 рублей), в зависимости от заведения, а полноценный ужин на двоих в ресторане — не менее 70 евро (порядка 10000 тысяч рублей при нынешнем курсе).
При этом я не могу сказать, что клиентов мало: в ювелирных магазинах столько же покупателей, сколько и раньше, возможно, цены и выросли из-за длительного нерабочего периода, но постоянно проходят какие-то рекламные акции».
«Проблемы с бензином сейчас не такие, как раньше (имеется в виду недавний кризис в Великобритании, связанный с дефицитом топлива на АЗС из-за невозможности доставить его. — «МК»): он подорожал, но он хотя бы есть.
Гораздо серьезнее проблема с продуктами, потому что многие сети уже перешли к уменьшению объема продаваемых упаковок, для нас это привычно, так часто делают, но сейчас и это дорожает.
Еда вне дома пока не подорожала, но и не все заведения вернулись к работе. Выпить кофе по-прежнему можно за 1,5 фунта (порядка 200 рублей), у нас (в Шеффилде), а в Лондоне, конечно, дороже.
Если говорить о жилье, то показательно, что многие меняют место аренды или переезжают в совсем маленькие студии, это хорошо видно на сервисах с объявлениями о съемных квартирах или домах. Я живу в собственном доме, поэтому могу лишь сказать, что да, за зиму мы заплатили больше за отопление и электричество, хотя старались не злоупотреблять.
Техники и одежды на складах в Англии хватает, но ее продают дороже, чем прежде, процентов на пять минимум. Однако это началось еще после выхода из ЕС.
Основные вещи, необходимые для быта, — английского или шотландского производства, и я знаю, что там (на предприятиях) многие рады, поскольку не потеряют работу после пандемии, ведь продукции понадобится не меньше, чем раньше, а даже больше».