Как «Газпром» будет выводить свой флот из-под удара Вашингтона
Администрация Джо Байдена продолжает атаковать санкциями свою «любимую» мишень – российский экспортный газопровод «Северный поток-2» (СП-2). Новыми целями стали судно-трубоукладчик «Фортуна» и его владелец — компания «КВТ-Рус». Примечательно, что это уже не первый удар по барже: ранее «Фортуна» оказалась под ограничениями как «противник Америки», а теперь — как «угроза европейской энергобезопасности». Несмотря на это, судно продолжает работы по прокладке СП-2 в водах Дании.
Фото: nord-stream2.com
Минфин США сообщил о новых санкциях против СП-2: на сей раз, они наложены на судно-трубоукладчик «Фортуна», способное достроить морскую часть газопровода, и владеющую им компанию «КВТ-Рус». Судно попало под действие американского закона «О защите европейской энергетической безопасности». Впрочем, «Фортуне» не привыкать к санкциям: в январе баржа уже попала в «черный список» по закону «О противодействии противникам Америки через санкции» (CAATSA).
Официальный представитель Госдепа США Нед Прайс, комментируя решение Минфина, отметил, что в Белом доме считают правильной выбранную в отношении газопровода санкционную стратегию, поскольку проект СП-2 американские власти считают «плохой сделкой». При этом Прайс не скрывает, что в основе американского противодействия проекты стоят не экономические, а геополитические интересы. Представитель Госдепа не стал расшифровывать это понятие, но и так понятно о чем идет речь. Вашингтону не нравится СП-2, поскольку он усиливает российское энергетическое присутствие на рынке Старого Света, кроме того, грозит оставить без газового транзита верного союзника Вашингтона – Украину.
Сейчас строительство СП-2 завершено более чем на 95%. Вице-премьер правительства РФ Александр Новак на днях заявил, что проект будет закончен, несмотря на «деструктивные подходы, которые мы наблюдаем со стороны Соединенных Штатов Америки». Он также подчеркнул, что газопровод представляет собой коммерческий проект, который совместно с «Газпромом» реализуют иностранные компании, «которые заинтересованы в поставках газа из России».
Ну а что же «Фортуна» — как она себя чувствует на фоне этих геополитических баталий? Как говорится, «васька слушает, да ест». С конца января баржа приступила к работам по укладке 148-километрового участка по дну Балтийского моря в водах Дании. Датское морское управление сообщило, что строительство газопровода на этом участке должно завершиться в апреле этого года.
Более того, «Фортуна» решает задачу отнюдь не в одиночку. Сейчас в строительстве газопровода задействован целый флот: в водах Дании находятся также буксиры «Катунь», «Вени» и «Умка», судно-наблюдатель «Балтийский исследователь» и спасательное судно «Мурман». Кроме того, в Мукране (на базе оператора проекта Nord Stream-2) пребывают буксир «Финвал», многофункциональное ледокольное судно «Юрий Топчев», судно обеспечения DP Gezina и якорезаводчик Artemis Offshore. Ну а судно-трубоукладчик «Академик Черский» стоит с конца января неподалеку — в порту Висмар на севере Германии. То есть, прокладчики трубы, по идее, готовы в экстренных ситуациях использовать для работы любую конфигурацию судов.
«И это разумно, поскольку пока точно не ясно, как санкции скажутся на деятельности «Фортуны», — считает руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев, — Сейчас это главное судно на проекте, поскольку именно оно непосредственно укладывает трубы. Основная техническая проблема связана с его низкой скоростью, которой не хватит, чтобы закончить прокладку двух ниток «СП-2» до конца весны, как было ранее обещано. Необходимо подключение «Академика Черского», но судно уже полгода не может приступить к работам, поскольку из-за санкций США не получило разрешительный сертификат».
Эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков, оценивая последние действия и заявления Вашингтона, считает, что особых изменений в стратегии США, направленной против СП-2, не последует: большинство ограничительных мер либо уже действуют, либо давно разработаны. По словам эксперта, план у «Газпрома» — главного строителя СП- примерно такой. Пока только «Фортуна» попала под американские санкции. «Академика Черского», скорее всего, также включат в «черный список», когда он подключится к работам. Однако, начиная с декабря 2019 года, происходила постоянная смена собственников вспомогательного флота СП-2 — корабли оформлялись на неизвестные структуры, испортить жизнь которым американцы вряд ли смогут. «Конечно, они также автоматически попадают под санкции, но после завершения строительства их можно элементарно обанкротить, а суда вернуть бывшим владельцам, тому же «Газпром флоту». Конечно, в будущем «запятнанные» санкциями корабли смогут работать только в России, но они и до этого работали исключительно в наших водах, поэтому потеря будет невелика», — поясняет Юшков.