Домой Экономика «Несите ваши денежки»: как будет работать программа долгосрочных сбережений граждан

«Несите ваши денежки»: как будет работать программа долгосрочных сбережений граждан

24
0

Власти придумали, где найти «длинные деньги» для экономики и снять с себя часть соцобязательств Поделиться

С 1 января 2024 года в России заработает программа долгосрочных сбережений граждан. Соответствующий законопроект буквально накануне был подписан президентом Путиным. Документ был создан совместными усилиями Минфина и Центробанка. Он стал итогом многолетней работы по реформированию системы пенсионных накоплений россиян, начатой еще в 2016 году. Какие преимущества и недостатки есть у предложенной властями программы, станет ли она популярной у наших граждан, разбирался «МК».

«Несите ваши денежки»: как будет работать программа долгосрочных сбережений граждан

Фото: Лилия Шарловская

Владимир Р., 48-летний управляющий дочерней структуры крупной госкорпорации в Перми, уже давно задумался о том, чтобы накопить себе солидную сумму на достойную старость. В результате к настоящему моменту он успел побывать в роли клиента негосударственного пенсионного фонда (НПФ) и в роли пострадавшего от мошенничества с его пенсионным счетом.

В 2014 году Владимир заключил договор с дружественным его госкорпорации пенсионным фондом. Управленца предупредили, что, поскольку государство стремится, чтобы деньги в НПФ оставались надолго, то переходить из одного такого фонда в другой без потерь можно только раз в пять лет, иначе весь накопленный инвестиционный потенциал будет утрачен.

Мужчина решился инвестировать в НПФ сумму в размере 50 тыс. рублей для начала, чтобы посмотреть на эффект. За следующие два года фонд принес ему доходность на уровне 10% годовых, а с учетом капитализации процентов он заработал 10 500 рублей. Такой результат ему понравился, однако дальше начались странные события.

В начале 2016 года ему позвонили из другого пенсионного фонда и сказали, что теперь он их клиент, хотя мужчина никаких бумаг не подписывал. Как он выяснил позже, переход ему оформила сотрудница банка, где он получал карту. Мужчине пришлось отдать ей паспорт для сканирования, внутри обложки которого лежал СНИЛС. Операционистка, судя по всему, сняла копии с обоих документов и отчиталась перед фондом, с которым у ее банка было партнерство: вот, посмотрите, нового клиента вам привела, давайте мне мой процент от сделки.

Мужчина пытался выяснить, как удалось поставить его подпись на документе: была ли это откровенная подделка или в кипе бумаг на открытие банковской карты ему подсунули и еще одну — о переходе в новый НПФ. Но этого сделать не удалось.

Пострадавший начал изучать вопрос и понял, что случаи мошенничества в этой сфере нередки, ведь отсканировать оба документа просят в самых разных местах — от отдела кадров до МФЦ. Бывали прецеденты, когда агенты таких фондов представлялись менеджерами по подбору персонала, проводили собеседования с кандидатами и под этим предлогом выманивали нужные документы и образцы подписей, после чего откровенно подделывали необходимые бумаги.

Не сумев доказать факт мошенничества и смирившись с потерей части денег, мужчина попытался забрать основную сумму, то есть свои 50 тыс. рублей, из нового НПФ. Но своих денег Владимир так и не увидел. В середине марта 2016 года у этого НПФ была отозвана лицензия. В Перми был крупный скандал: офис организации штурмовали обманутые пенсионеры, в город приехали представители Банка России, а директора фонда арестовали в его коттедже с помощью силовиков. Он был обвинен в мошенничестве: перевел 1,7 млн рублей в подконтрольное ООО под видом погашения задолженности его НПФ, а на самом деле, как установило следствие, деньги были потрачены на цели, не связанные с деятельностью пенсионного фонда. 

После этой истории Владимир крайне скептически относится ко всем фондам и пенсионным программам, как государственным, так и частным. А на пенсию теперь копит сам, покупая акции и переводя деньги в валюту.

В далеком 2002 году в России с большим информационным размахом запустили систему пенсионного обеспечения, основанную на накопительном принципе. «Граждане формировали свой пенсионный капитал через обязательное пенсионное страхование, — поясняет независимый финансовый советник Наталья Тимошкина. — С 2010 года поступающие взносы разделили на две части. Первая из них составляла 16% от фонда оплаты труда — она направлялась в бюджет Пенсионного фонда России (ПФР, сейчас является частью Социального фонда России, СФР. — Авт.) для выплаты текущих пенсий. За счет второй части — она составляла 6% — формировались индивидуальные пенсионные накопления, которые хранятся на счете в государственном или негосударственном пенсионном фонде и инвестируются с целью обеспечения роста капитала и получения пенсии в будущем».

Руководители экономического блока возлагали надежду на то, что граждане станут соинвесторами своей будущей пенсии. Они массово понесут свои накопления в негосударственные пенсионные фонды и управляющие компании, которые так хорошо будут ими распоряжаться, что эти накопления все время будут увеличиваться.

Государство получит благодаря этому страстно желаемые «длинные деньги» — средства на реализацию долгосрочных инвестиционных проектов. Экономика страны будет все время расти и развиваться. Ну а на счетах граждан, участвующих в этой программе, будет скапливаться нешуточная прибыль. Она, разумеется, будет превышать официальный уровень инфляции, а длиться все это счастье будет годами. В результате клиенты НПФ обеспечат себе к старости высокие пенсии, будут путешествовать по заграничным курортам и смотреть сверху вниз на «молчунов», которые не поверили в эту инициативу государства.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Экономисты оценили последствия нового санкционного пакета ЕС

Однако все эти благие намерения разбились о жесткую российскую действительность. Очевидных причин массово переходить в такие фонды граждане не увидели. Некоторые из этих фондов очень быстро были уличены в мошенничестве. А те, кто работал честно, столкнулись со всеми трудностями российской экономики, периодически переживающей кризисы, и даже в прибыль выходили не всегда. 

К примеру, в 2021 году клиенты фондов получили среднюю доходность 5,2%, что было выше уровня инфляции за год (4,9%), но явно не настолько, чтобы мечтать о безбедной старости. Ну а в прошлом году доходность всех НПФ оказалась и вовсе ниже инфляции (в 2022 году она составила почти 12%) в результате воздействия геополитических факторов.

«Не совсем корректно говорить, что система НПФ не дала результатов, — считает руководитель аналитического центра «Банки.ру» Дмитрий Хмелев. — Все же количество участников, формирующих негосударственную пенсию самостоятельно по индивидуальным пенсионным планам в НПФ, превышает 6,2 млн человек.

Большинство из них формируют корпоративную пенсию в НПФ с помощью работодателей, при этом 1,5 млн участников негосударственного пенсионного обеспечения уже получают пенсию».

Пенсионные активы, аккумулированные в НПФ, приближаются к 5 трлн рублей, и соотношение этих средств к ВВП с учетом также аккумулированных пенсионных накоплений в ПФР (2,3 трлн рублей) превышает 4,5% к ВВП. Эти средства инвестируются в экономику страны и приносят дополнительный доход гражданам.

Средний счет участников программ негосударственного пенсионного обеспечения по состоянию на конец первого квартала 2023 года составляет 233 тыс. рублей. Однако для пенсионных систем это не самые большие показатели. Для сравнения, в странах с развитыми пенсионными системами (США, Нидерланды, Дания) этот показатель превышает 100%, а иногда и 200%, подчеркнул аналитик.

Вложения НПФ в реальный сектор также оказались пшиком. Потеряв много средств в кризисном 2008-м, затем в сложных 2011-м и 2014-м, они перестали гореть желанием связываться с многострадальным реальным сектором экономики России, предпочитая делать деньги в облигациях.

Параллельно по созданной с такой помпезностью системе удары начало наносить и само государство. В 2013 году правительство приняло решение ввести мораторий на перечисление страховых взносов в накопительную часть пенсии из-за дефицита бюджета ПФР. «Это произошло в связи с увеличением срока жизни населения и увеличением числа пенсионеров, поэтому с 2014 года обязательные взносы перечисляются на выплату текущих пенсий», — считает Тимошкина.

Заморозка накопительной части пенсии пока продлена до конца будущего года. К сожалению, запуская новую программу, ни ЦБ, ни Минфин не пояснили, что будет с замороженными пенсионными накоплениями после 2024 года. Вероятно, поэтому из названия новой программы, которая стартует с 1 января, исчезло слово «пенсионная». Теперь ЦБ РФ достаточно абстрактно говорит о том, что «долгосрочные сбережения помогут копить, чтобы получать дополнительный доход в будущем или создать подушку безопасности на случай особых жизненных ситуаций». 

При этом нерешенные вопросы в экономике России никуда не делись. «Рост количества пенсионеров при наличии демографических проблем давно подталкивает государство к тому, чтобы частично снять с себя нагрузку по пенсионным выплатам», — утверждает старший вице–президент ИК Fontvielle Анастасия Хрусталева. По-прежнему необходимы нашей стране и «длинные деньги», о чем неоднократно заявлялось с высоких трибун. По мнению доцента кафедры государственных и муниципальных финансов РЭУ им. Плеханова Мери Валишвили, фактически реализация новой программы долгосрочных сбережений (ПДС) запланирована как некий перезапуск системы НПФ. Ее потенциал эксперт оценивает как довольно значительный. Пенсионные накопления есть у 70 млн россиян, в НПФ застраховано свыше 36 млн человек, и только 6 млн активно используют различные инвестиционные инструменты для накопления будущей пенсии.

Суть подписанного президентом законопроекта о ПДС в том, что теперь россияне будут платить добровольные взносы, а операторы программы, НПФ, инвестируют их, обеспечивая доходность вложений. Направлять средства граждан этим фондам можно в инструменты с низким риском под присмотром Банка России.

Через 15 лет — это минимальный срок заключения договора — ставшие участниками программы граждане смогут воспользоваться деньгами вместе с накопленной за это время прибылью от них. Для сравнения, в банках сейчас максимальный срок вклада составляет 3 года.

При этом законом предусмотрена ситуация, когда деньги можно будет забрать раньше, например при тяжелой болезни для оплаты медуслуг, а также при потере кормильца. Кроме того, до истечения 15-летнего срока участники программы (а ими могут быть все совершеннолетние граждане страны) смогут начать получать выплаты в случае достижения 55 лет женщинами и 60 лет мужчинами. Это дореформенные границы пенсионного возраста, существовавшие до 2019 года.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  «Роснефть» в 2021 году стала лидером по темпам роста добычи

Главное преимущество программы, по замыслу ее разработчиков, заключается в обязательствах государства софинансировать накопления россиян. Сбережения участников программы будут увеличивать за счет перечислений из Фонда национального благосостояния (ФНБ) и резервов СФР. Максимальная сумма участия государства — 36 тыс. рублей в год. Претендовать на господдержку могут только те граждане, которые будут осуществлять ежегодные взносы по договору долгосрочных сбережений на сумму не менее 2 тыс. рублей.

По словам директора по контенту и аналитике финансового маркетплейса «Выберу.ру» Ирины Андриевской, в механизме софинансирования заложен принцип социальной справедливости. Чем меньше человек зарабатывает, тем больше денег получит в качестве софинансирования от государства. Аналитик приводит конкретные расчеты:

— Если ваш среднемесячный доход менее 80 тыс. рублей, государство добавит 1 рубль на каждый внесенный вами. Допустим, вы внесете за год 36 тыс. рублей, тогда государство удвоит сумму.

— Если ваш среднемесячный доход от 80 тыс. до 150 тыс. рублей, то государство добавит 1 рубль на каждые внесенные вами 2 рубля. Чтобы получить максимальные 36 тыс. рублей, надо внести 72 тыс. рублей.

— Для людей со среднемесячным доходом выше 150 тыс. рублей государство добавит 1 рубль на каждые внесенные 4 рубля. Чтобы получить максимальную сумму софинансирования, надо внести 144 тыс. рублей.

Получается, что люди с зарплатой до 80 тыс. рублей в первые три года получат 100-процентную доходность, и это без учета налогового вычета и процентов от инвестиций выбранного НПФ.

С одной стороны, выглядит привлекательно. Ведь ни один вклад в банке не приносит подобных процентов. Но уже в следующие 12 лет такой доходности не будет. Правда, правительство оставило за собой право продлевать сроки софинансирования. Видимо, уже сейчас власти понимают, что вдохнуть «жизнь» в ПДС будет непросто.

В законопроекте предусмотрены и дополнительные стимулы для участников программы:

— Ежегодный налоговый вычет на сумму взносов до 400 тыс. рублей в год, возврат на руки до 52 тыс. рублей.

— Увеличенный лимит страхования средств: внесенные деньги россиян будут застрахованы на сумму 2,8 млн рублей.

— В индивидуальном порядке с НПФ можно будет фиксировать период регулярности выплат (после этапа накоплений или единовременное перечисление после завершения программы).

Данная система видится интересной для граждан, которые активно работают и не хотят заниматься инвестициями. Власти делают многое, чтобы мотивировать россиян поступать рационально и откладывать часть сегодняшнего дохода на будущее, но у предложенного подхода есть недостатки.

Как указывает ведущий аналитик Freedom Finance Global Наталья Мильчакова, главный минус программы в том, что государство не гарантирует доходность с этих вложений. И в этом контексте будущему пенсионеру проще самому откладывать деньги в надежный банк, понимая хотя бы, какую доходность с вложений он получит в соответствии с договором. Кроме того, долгосрочные сбережения предполагают, что национальная валюта и процентные ставки в стране достаточно стабильны и резко не меняются с течением времени. А это явно не наш случай!

Далеко не факт, что вложения в НПФ, которые сейчас зарабатывают на российском фондовом рынке, будут приносить вкладчикам стабильный доход. Так, в 2022-м из-за кризиса индекс Мосбиржи рухнул почти вдвое. Финансовый результат любого НПФ определяют конъюнктура рынка и профессионализм менеджмента. Но рядовой вкладчик, отдавая свои деньги в управление, не может повлиять ни на первое, ни на второе.

Еще одним важным препятствием для реализации этой системы являются низкий уровень доходов населения и его высокая закредитованность. Как напомнил Хмелев, в стране 46 млн человек имеют кредиты, обязательства россиян перед банками превысили 30 трлн рублей, то есть люди занимают деньги у финансовых институтов, чтобы обеспечить свои потребности. В таких условиях большинству россиян просто не до долгосрочных сбережений: им бы здесь и сейчас концы с концами свести.

Ну и, конечно, всех смущает длительный срок программы. «Нам предлагают ждать целых 15 лет, а кто-то сегодня может угадать, что произойдет за это время? — задается риторическим вопросом заведующий кафедрой статистики Госуниверситета управления Николай Кузнецов. — К сожалению, наша власть сделала все, чтобы максимально подорвать доверие граждан к пенсионной системе. Кто из нас сегодня готов поверить обещаниям и клятвам, что такого больше никогда не повторится».

В этих условиях попытка привлечь граждан к участию в новой программе напоминает стремление лисы Алисы и кота Базилио заманить Буратино на Поле чудес, но большинство населения — люди взрослые, с опытом (в том числе, горьким), и чем кончилась эта попытка деревянного героя из сказки — хорошо помнят.