Эксперт рассказал, какие товары подорожают уже в июне
Премьер-министр Михаил Мишустин заявил, что цены на социально значимые продукты растут бешеными темпами из-за жадности отдельных производителей и ритейлеров. Они наживаются на ажиотажном спросе, но у правительства есть инструменты для обуздания их аппетитов. Эксперты не исключают, что в качестве воспитательного инструмента власти будут использовать фискальный кнут.
Фото: Наталья Мущинкина
«И здесь важно сказать еще об одной причине, почему растут цены. Это жадность отдельных производителей и торговых сетей,— сказал Мишустин. — У правительства достаточно инструментов, чтобы обуздать аппетиты тех, кто наживается на ажиотажном спросе во всех сферах».
У правительства России очень широкий набор инструментов для «обуздания» жадности бизнеса, здесь и уже проверенные заморозки цен и всевозможные экспортные ограничения. Однако при этом, вероятно, не стоит исключать и самого мощного воспитательного инструмента — фискального кнута, полагает старший аналитик компании Forex Optimum, Александр Розман.
По его мнению, слишком уж часто в последнее время российское руководство намекает или говорит в открытую, о возможном повышении налогов для бизнеса.
«Президент Путин говорил о такой возможности в контексте «неправильной» дивидендной политики крупных российских компаний. Позже о пристальном внимании к сверхдоходам российских металлургов заговорили в правительстве и вот третий звонок от председателя правительства Мишустина во время отчета в Госдуме, — говорит эксперт. — Очень хочется ошибаться, потому что повышение налогов на бизнес в условиях слабой экономической динамики, не принесет ничего хорошего российской экономике, зато поможет решить финансовые задачи наполнения дефицитного бюджета».
К заявлениям председателя правительства об «алчности» бизнеса, только лишь из-за которой, как будто бы, и растут цены, вероятно, нужно относиться как к политическому заявлению, а не как к макроэкономическому объяснению.
Если же говорить о макроэкономическом объяснении, то на самом деле мы наблюдаем совершенно классический пример, характерный для экономик, в которых цены и спрос сильно колеблются. В таких условиях производители воспринимают рост номинально спроса исключительно как инфляционное явление, а потому отвечают на него не расширением производства, а повышением цен.
«Поэтому в «алчности» бизнеса виновата история российской экономики, которая жестко приучила бизнес к определенным правилам игры, а уж к тем, кто эту история сформировал, и должны быть направлены претензии российских властей», — подытожил Розман.
Между тем спектр товаров, динамика цен которых ускоряется в летние месяцы достаточно широк. Хлеб, мясо и птица, рыба и морепродукты, молочная продукция, сливочное масло, одежда и белье, трикотажные изделия, обувь, телерадиотовары, бытовые услуги, санаторно-оздоровительные услуги, все эти товары и услуги будут находиться в зоне риска повышенной инфляции из-за сезонных факторов, среди которых рост спроса и снижение предложения на ряд продовольственных товаров до сбора нового урожая.