«Фонду нужна полнота информации о нашей экономике» Поделиться
Международный валютный фонд возобновляет официальные контакты с Москвой – впервые с 2021 года. Новость эта вызвала бурную реакцию как на Западе, так и в России. Многие представители западного мира увидели в этом «поощрение агрессора» и возмутились тому, что советы фонда помогут Москве в противостоянии с Украиной. В России тоже многие наблюдатели недовольны: якобы через МВФ «щупальца» недружественного Запада вновь доберутся до нашей экономики. Так положительная это новость или нет? «МК» собрал мнения экспертов.
Фото: freepik.com
Как заявила постоянный представитель МВФ в РФ Аннет Киобе, консультации фонда с российскими властями будут проходить в различных форматах – сначала в удаленном режиме, а затем «группа отправится в страну для личных встреч». Последняя ежегодная миссия МВФ посетила Россию в ноябре 2019-го, до начала ковидной пандемии, а последние онлайн-консультации состоялись в 2021 году. По словам директора департамента коммуникаций МВФ Джули Козак, решение фонда связано со стабилизацией экономической ситуации в РФ, а также с его обязательствами по ежегодному проведению подобных консультаций.
В принципе, речь идет о рутинной практике, которая сохраняется с почти 200 странами мира. Тем не менее, как пишет Reuters, против отправки фондом первой за 2,5 года миссии в Россию выступили девять европейских государств – Польша, три страны Балтии и три — Скандинавии, а также Дания и Исландия. Bloomberg дополняет список Францией. Reuters приводит слова неназванного высокопоставленного еврочиновника: «И какие рекомендации фонд даст Москве по итогам консультаций? Как лучше управлять военной экономикой?» Опрошенные «МК» эксперты видят в действиях МВФ больше позитива, нежели рисков.
«Худой мир всегда лучше доброй ссоры. Отсутствие каких-либо контактов всегда усугубляет противоречия. Официальной причиной возобновления консультаций стал экономический рост в России, что, впрочем, не объясняет, почему МВФ продолжает контактировать с рядом стран с гораздо более проблемной экономикой. Что касается неформальных обстоятельств, их может быть несколько. Это, во-первых, грядущие выборы в США и ставка на смену там власти. Во-вторых, необходимо что-то делать с замороженными активами РФ, которые находятся в Европе и США, и, пока законный владелец не пользуется ими, профит имеют держатели депозитариев. В частности, Бельгия и США. Опасный прецедент с заморозкой активов ударил по западным странам с точки зрения инвестиционной привлекательности. В-третьих, начало диалога может стать отправной точкой по смягчению санкций в отдаленной перспективе. В ближайшей — Россия заинтересована в разрешении ситуации с международными расчетами; в течение года ожидается возврат на ее рынок нескольких десятков млрд долларов от инвесторов из западных юрисдикций».
«С точки зрения сиюминутной выгоды случившееся мало что меняет. Кредиты мы у МВФ не берем, а пользоваться его информационными ресурсами никто не мешает: доступ к ним открыт в Интернете, работает сайт – и на русском языке, и на английском. Вместе с тем, постоянное присутствие миссии фонда в России – это свидетельство того, что мы не являемся мировыми париями, пораженными в правах. В возобновлении контактов больше заинтересован МВФ – с точки зрения полноты информации по российской экономике. Одно дело – пользоваться открытыми источниками, и совсем другое – неформально общаться с руководителями правительства и Центробанка РФ. Несмотря на то что определенного рода статистика в России закрыта (в основном та, что ранее позволяла Западу наращивать процесс санкционного давления), у фонда не возникнет проблем: они привыкли работать с тем, что им предоставляет каждая страна».
«Для МВФ, несмотря на все санкции в отношении РФ, потеря такого важного соучредителя фонда, как Россия с ее пятым местом в мире по паритету покупательной способности, в определенном смысле — удар по престижу. Тем более это актуально сейчас, когда во многих странах, особенно в развивающихся, антиглобалистски настроенные партии и политики все больше сомневаются в дальнейшей необходимости существования МВФ. Москва же могла бы использовать фонд как независимую площадку, позволяющую доносить до окружающего мира реальное положение дел в российской экономике».
«Вопрос взаимодействия с МВФ сложный, с рядом потенциальных плюсов и минусов для России. Восстановление диалога с крупным международным финансовым институтом может способствовать некоторой нормализации отношений с глобальной системой. Это позволит донести миру нашу позицию, и вместе с тем — оставаться в курсе международных процессов и трендов. Но есть и потенциальные риски: МВФ может использовать эти контакты для сбора чувствительной информации о нас, а его рекомендации могут не соответствовать интересам РФ. Польза для России будет в том случае, если подходить к процессу осторожно и прагматично. Некоторые проблемы для миссии МВФ может создать сложившаяся в последнее время в России практика закрывать определенную экономическую статистику. Думаю, стороны найдут баланс между предоставлением для анализа необходимой информации и защитой чувствительных данных».