Домой Экономика Коронавирусный год озолотил российских продуктовых магнатов

Коронавирусный год озолотил российских продуктовых магнатов

172
0

Агропроизводители и продавцы получили колоссальную сверхприбыль

Кому война, а кому мать родна. В том смысле, что кому пандемия, беда, конец бизнесу, падение доходов, а кому… В прошлом году российские агрокомпании — те, которые поставляют продукты питания в магазины — заработали не менее 11 млрд рублей дополнительной чистой прибыли. В правительстве производителей и торговые сети обвиняли в «жадности», в стремлении нажиться на ажиотажном спросе со стороны населения. Но дело в том, что к росту продуктовых цен власти причастны ничуть не меньше.

Коронавирусный год озолотил российских продуктовых магнатов

Фото: Алексей Меринов

Российский экономический университет (РЭУ) им. Плеханова проанализировал открытую корпоративную отчетность по 2020 году крупнейших компаний сельхозперерабатывающей и пищевой промышленности, а также продовольственного ритейла. Исследователи оценили валовую и чистую прибыль, а также рентабельность продаж по отдельным товарным группам.

То, что агроотрасль ничего не потеряла в период локдаунов, было понятно и раньше — люди хотят кушать и на самоизоляции, и на удаленке. Но доклад РЭУ позволил пролить свет на ряд важных нюансов. Оказалось, например, что благодаря совершенно особой рыночной конъюнктуре производители растительного масла и сахара получили «сверхмаржинальность». Доходы от реализации в целом по АПК выросли относительно 2019 года на 11%, прибыль от продаж – на 20%. А несколько крупнейших по динамике выручки производителей продовольствия в России увеличили продажи аж на 32%. Для них коронакризисный год, когда кругом все валилось и рушилось, стал поистине золотым.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Эксперты: высокие цены на нефть и газ не спасут российскую экономику

То же самое относится и к продовольственному ритейлу: рентабельность активов в отрасли практически вдвое превысила среднероссийский показатель, ряд компаний из категории убыточных перешли в прибыльные, доходы от реализации в целом по отрасли выросли на 41%.

Но какое отношение ко всему этому имеет «жадность»? Аппетит, как говорится, приходит во время еды. Поставщики продовольствия и ритейл лишь воспользовались теми условиями, которые им, как на блюдечке с голубой каемочкой, предоставил ковидный год. «Жадность» или «щедрость» — категории нерыночные, а бизнес руководствуется иными мотивами. Если предприниматель может купить товар подешевле и продать подороже, если есть покупатель, он никогда не упустит такой шанс.

Вдобавок отечественный рынок продовольствия предельно монополизирован, производство сахара и подсолнечного масла сконцентрировано в руках нескольких крупных компаний (чьи хозяева числятся в списке Forbes). Кстати, исправно получающих из госбюджета дополнительные субсидии. Именно с ними правительство и заключило в декабре соглашение о заморозке цен. Вместо того, чтобы предпринять какие-то меры для усиления конкуренции, например, снизив налоги, власти сделали рынок еще более монополизированным и закрытым.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Десятку самых подорожавших в Москве продуктов возглавили огурцы

Получается нечто удивительное. Правительство обвиняет монополистов в жадности, а те охотно пользуются определенными привилегиями с его стороны, чтобы наращивать доходы. А конкуренция среди производителей ослабляется еще и запретом на импорт продовольствия из «недружественных» стран.

Не забудем и о таком объективном факторе, как рост цен на мировых рынках – на зерно, растительное масло, тростниковый сахар, и так далее. С ним ведь тоже приходится считаться, и под него подстраиваться. Рассуждая о бизнесменах, чиновники нередко используют советское слово «спекуляция», которое в Уголовном Кодексе РФ упоминается исключительно в отношении действий на финансовых рынках. Но события в продовольственной сфере имеют с этим крайне мало общего.

Вообще, себестоимость товара – вещь комплексная и, как правило, от желания производителя (продавца) не зависящая. Она, можно сказать, складывается самостоятельно – из совокупности издержек, необходимых для изготовления этого самого товара. Сюда входят наценки посредников (дилеров, дистрибьютеров), цена закупки сырья, материалов и инструментов, оплата труда сотрудников, топливо и электроэнергия, расходуемые на производстве, арендная плата, затраты на амортизацию оборудования. Наконец, норма прибыли, необходимой компании для нормального существования и развития. Понятие «жадность» в этот длинный ряд абсолютно не вписывается.