Эксперты рассказали, каким образом новшество может отразиться на отечественном авторынке Поделиться
Власти постоянно расширяют возможности использования маткапитала. Так, 22 июля президент РФ Владимир Путин подписал закон, разрешающий его направлять на индивидуальное жилищное строительство через механизм эскроу-счетов. Но обсуждаются и другие инициативы: в Госдуме предложили разрешить направлять маткапитал на приобретение автомобиля. Насколько это реально, «МК» выяснил у экспертов.
Фото: Геннадий Черкасов
Напомним: с 1 февраля 2024 года маткапитал составляет 630,4 тыс. рублей на первого ребенка и 833 тыс. рублей на второго. Россияне, которые уже получили сертификат на первого малыша, имеют право на доплату в размере 202,6 тыс. рублей, если у них появится еще один ребенок. По данным Соцфонда РФ за 16-летнюю историю выплат маткапитала в нашей стране, было выдано 14 млн сертификатов. Только с начала 2024 года граждане оформили их 239 тыс. раз.
Чаще всего полученные таким образом средства тратятся на улучшение жилищных условий. С момента запуска программы в 2007 году для покупки и строительства жилья средствами воспользовались 9,1 млн семей. На оплату образования детей — детских садов, школ и других образовательных услуг — средствами сертификатов воспользовались 2,1 млн родителей. Кроме того, россияне охотно оформляют получение ежемесячной выплаты из маткапитала на детей до 3 лет. Такую поддержку получили 1,14 млн семей. Помимо перечисленных целей, законом также разрешается тратить средства маткапитала на накопительную пенсию родителей и покупку товаров и услуг для социальной адаптации детей с инвалидностью. А теперь, согласно свежему указу Путина, средства маткапитала могут быть потрачены на строительство жилого дома по договору строительного подряда с использованием эскроу-счетов.
На очереди и другие инициативы. Так, в Госдуме предложили разрешить многодетным семьям и семьям, имеющим детей-инвалидов, приобретать на материнский капитал автомобиль. Средства на эту цель можно будет направить по частям или в полном объеме. Купить предлагается как новый, так и подержанный автомобиль. Как указала доцент кафедры статистики РЭУ им. Плеханова Ольга Лебединская, в Санкт-Петербурге, Ленинградской, Орловской, Новосибирской областях уже есть опыт использования регионального материнского капитала на покупку автомобиля, однако лишь для тех семей, в которых родился третий ребенок и выполнено условие о проживании в данном регионе в течении определенного периода. В Ростовской и Тульской областях ценза оседлости нет, но также возможность купить авто на материнский капитал предоставляется после рождения третьего ребенка. В Якутии и Камчатском крае возможность приобрести авто на региональный материнский капитал появляется уже с рождением первого ребенка. Теперь этот подход хотят применять и на федеральном уровне.
«Идея использовать маткапитал на покупку автомобиля — правильная, — уверен профессор Финансового университета при Правительстве РФ Александр Сафонов. — Размера маткапитала для покупки жилья уже недостаточно, а вот автомобиль в семье — очень важная вещь». Во-первых, его наличие расширит возможности для трудоустройства одного из родителей на более выгодные рабочие места, которые недоступны из-за отсутствия у семьи общественного транспорта. Во-вторых, более доступным становится медицинское обслуживание в сельской местности. В-третьих, семья получает большие возможности для культурного развития и туризма, подчеркнул ученый.
Нынешний законопроект — не первая попытка разрешить тратить маткапитал на покупку автомобиля. Но ранее подобные инициативы отвергались из-за опасений «обналичивания» сертификатов после продажи купленной машины, а также из-за того, что собственником становится один из родителей, что не всегда учитывает интересы ребенка. Кроме того, непонятно, что будет с собственностью в случае, например, попадания машины в ДТП. Однако в этот раз законодатели постарались учесть практически все замечания. «Я вижу только риск утраты автомобиля в следствие ДТП, но его можно нивелировать обязательным страхованием и ограничением на продажу не менее 5 лет», — отметила председатель Ростовской областной коллегии адвокатов «Паритет» Надежда Швырева.
Принятие закона повлияет не только на жизнь семейных россиян, но и на ситуацию на автомобильном рынке — указывают эксперты. Ведь на установленный размер маткапитала в принципе невозможно купить иностранный автомобиль, а на машину российского производства придется добавлять свои средства. «В случае принятия данного законопроекта в России резко возрастёт потребительский спрос на автомобили, произведённые внутри страны, — указывает аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов. — На этом фоне темпы роста их стоимости начнут ускоряться и, скорее всего, превысят среднегодовые темпы инфляции в стране. Вслед за отечественными автомобилями стоимость понемногу начнут поднимать и на иностранные авто». В результате есть риск возникновения ускоренных темпов роста цен на рынке авто, считает аналитик.