Бизнес поднимет стоимость своей продукции на 8-10%
Почти половина российских компаний прогнозируют рост цен на свои продукты и услуги на 8-10% в текущем году. Бизнес ссылается на карантинные ограничения из-за пандемии, продолжающийся рост тарифов на услуги естественных монополий, падение спроса и отток клиентов. По словам опрошенных «МК» экспертов, рядовому потребителю придется туже затянуть пояса и приготовиться к ускоренной инфляции.
Фото: Наталья Мущинкина
Оценив текущее состояние бизнес-климата в России, Центр стратегических разработок (ЦСР) озвучил пугающие данные: в этом году ожидается подорожание товаров, которые производят 44% отечественных компаний (всего их было опрошено более 6 тысяч). Респонденты назвали критически важные факторы, без которых развитие производств невозможно: это отмена локдаунов, новые партнерства для освоения рынков, а также снижение, либо субсидирование регулируемых тарифов со стороны государства.
Цифры вызывают серьезную тревогу. Множество компаний полагает, что инфляция будет почти в два раза выше официальной, составляющей сейчас около 5% (при ключевой ставке ЦБ в 4,25%), говорит доктор экономических наук Игорь Николаев. По его словам, бизнес стремится заранее подстелить соломку, компенсировать неминуемые издержки (причем не только инфляционные), заложив соответствующие цены в свою продукцию. Ситуация грозит ускоренным ростом цен, прежде всего, в сфере продовольствия. Дело еще и в том, что многих производителей напугало декабрьское решение властей о заморозке цен на сахар и подсолнечное масло, и сейчас они опасаются, что правительство этим не ограничатся. Простая защитная психология: пока государство не взялось за наш товар, цены надо поскорее поднять.
Доходы, неизменно выпадающие в условиях пандемии и низкого спроса, в России привыкли компенсировать именно таким образом, констатирует Николаев. В развитых экономиках все иначе: там при вялом спросе цены стараются снизить, чтобы как-то поддержать потребительскую активность.
В принципе, инфляционные ожидания всегда превосходят саму инфляцию. Учитывая конъюнктуру внешних рынков, быстрее всего в ближайшее время будет дорожать продовольствие, рассуждает руководитель ИАЦ «Альпари» Александр Разуваев. Из-за погодных условий могут вырасти и тарифы на транспорт, прежде всего, такси.