Домой Экономика Эксперт Шапкин рассказал, на какие новые спиртные напитки перешли россияне

Эксперт Шапкин рассказал, на какие новые спиртные напитки перешли россияне

24
0

Задача — сэкономить и опьянеть одновременно Поделиться

С 1 июля, согласно приказу Минфина, вырастут минимальные розничные цены на крепкий алкоголь. В частности, поллитровая бутылка водка подорожает с 281 до 299 рублей. При этом в первом квартале текущего года в России увеличились розничные продажи крепких спиртных напитков, в частности, коньяка – на 9,6%, виски и джина – на 18,8%, следует из данных Росалкогольтабакконтроля. Объемы потребления не идут на спад, хотя, казалось бы, этому должно способствовать подорожание спиртного на прилавках.  

Эксперт Шапкин рассказал, на какие новые спиртные напитки перешли россияне

Фото: Алексей Меринов

Минимальные цены на алкоголь устанавливаются Минфином регулярно с 2009 года – в целях борьбы с теневым производством. Нынешнюю меру ведомство Силуанова обосновывает ростом инфляции, повышением акцизов на алкоголь с содержанием спирта выше девяти градусов, а также увеличением издержек производителей. Ставки акцизов выросли с 613 рублей (в 2023 году) до 643 рублей (в 2024-м) за литр безводного этилового спирта.

Минимальная цена коньяка вырастет с 517 до 556 рублей, бренди – с 375 до 403 рублей за поллитра. С 1 июля повысятся также минимальные отпускные и оптовые цены у производителей: на водку – с 229 до 246 рублей и с 238 до 256 соответственно, на бренди – с 289 до 311 и с 304 до 327 рублей, на коньяк – с 397 до 427 и с 419 до 450 рублей. Есть также данные аудиторско-консалтинговой сети FinExpertoza, согласно которым в 2023 году розничные продажи крепкого (выше 25 градусов) алкоголя выросли на 3,6%, до 7,2 литра на душу населения. Это рекорд за последние семь лет. Свыше двух третей в продажах занимает водка. Из всех этих данных вытекает парадоксальный вывод: как ни поднимают власти цену на крепкое спиртное, его продажи продолжают расти. И никакие санкции, никакая инфляция не в силах развернуть этот тренд.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Россия теряет на экспорте своего газа в Европу сотни миллиардов рублей в год

— Правительство изначально планировало поднять минимальные розничные цены еще 1 января 2024 года, поскольку ставки акцизов выросли примерно на 4%, — рассказывает руководитель Центра разработки национальной алкогольной политики Павел Шапкин. – Но затем перенесено процесс на полгода вперед. Мера чисто техническая, индикативная, она отражает те изменения, что уже произошли в ставках акцизов, и на ситуацию на рынке никак не влияет: водки дешевле 299 рублей и так практически нет в магазинах.

— Этот показатель предназначен для контролирующих органов: глядя на ценник, ревизоры должны определить, легальна продукция или нет. Минимальная цена на крепкий алкоголь определяется с учетом самых разных составляющих — стоимости этикетки, наценок, рентабельности и так далее. Основная масса добросовестных рыночных игроков заинтересована в повышении минимальной цены, поскольку это позволяет им конкурировать с крупными холдингами, производящими, прежде всего, зерно и спирт, а водку и коньяк — в качестве «довеска» к основной продукции. Минимальная цена – это ключевой фактор конкуренции за покупателей: одни напитки благодаря ей быстрее продаются, другие же она держит на полке бесконечно долго.

— Абсолютное большинство потребителей, к сожалению, отличается крайней неразборчивостью. Скажем, при выборе коньяка люди берут любые бутылки со звездочками и соответствующей надписью, ориентируясь исключительно на цену: чем дешевле, тем лучше. Для них это чуть более дорогая альтернатива слегка поднадоевшей водке. Истинные знатоки, умеющие распознавать купажи, никогда не купят коньяк или бренди в этой ценовой нише. Кстати, в категории коньяков и бренди достаточно много фальсификата: зачастую при его производстве используется спирт не коньячный, а ректифицированный (этиловый), получаемый из зерна. За счет этого и цена невысокая.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Россиян предупредили об опасности оставленных на кассе чеков

— Во-первых, россиянам интересно попробовать альтернативные напитки, во-вторых, импорт постепенно сдувается: иноземных виски и джина почти не купишь. По параллельному импорту к нам тоже не всё везут. Сегодня все большей популярностью пользуются коктейли, которые народ научился делать самостоятельно, используя в качестве ингредиентов в основном джин, ром и сельтерскую воду. Пиво многим россиянам надоело, тем более что дешевого становится все меньше. Продажи виски за последние три года удвоились, а джина и вовсе выросли в пять раз. Текущая экономическая ситуация подталкивает людей к переходу на более бюджетный, более доступный тип потребления. Кстати, это общемировая тенденция последних нескольких лет: с одной стороны, надо сэкономить, с другой – получить опьянение определенной степени.

— Отчасти мы научились импортозамещать то, что ранее завозилось по импорту – прежде всего виски, джин и ром. Правда, готовый купаж по-прежнему поступает в Россию из-за границы и здесь разливается по бутылкам. Та же перспектива ожидает мексиканскую текилу, итальянскую граппу и прочую экзотику. Быстро набирает популярность в России соджа, традиционный корейский алкогольный напиток, самый продаваемый в мире. У себя на родине он изготавливается из сладкого картофеля или зерна. Что касается джина (само название обладает гипнотическим эффектом), в его производстве нет ничего сложного: по сути, это водка, настоянная на можжевеловых ягодах. Дешево и сердито.