«Мобилизационный характер» Поделиться
У Президента России Владимира Путина в активе есть существенная поддержка граждан России. Это тот ресурс, который сейчас совершенно необходим стране. И именно его сейчас крайне важно конвертировать в конкретные вещи для обеспечения скорой победы и достижения прочного мира. Возможности общества по консолидации колоссальны. Но они могут быть эффективно реализованы только в ответ на системные шаги властей по решению социальных и экономических задач в стране.
Начнем, что называется, с актуальных запросов граждан и общества. Здесь я бы выделил, с точки зрения обновления того самого пресловутого договора общества с властью, несколько ключевых аспектов. Принцип шагов навстречу друг другу, как говорится, никто не отменял, и общество ждет реального внимания и заботы со стороны властей.
Итак, первое и необходимое — это абсолютная социальная ориентированность экономической политики. Сейчас нет ничего важнее поддержания занятости и экономической защищенности наших граждан. Несмотря ни на какие внешнеэкономические и геополитические вызовы, заводы, что называется, должны работать, а люди должны получать заработную плату. Всеобщая занятость и борьба с бедностью — это первое, чего люди ждут от органов власти, сформированных народом на всеобщих и прямых выборах в последние годы. И ради решения данных задач не грех использовать и «многострадальный» Фонд национального благосостояния (ФНБ), который, кстати, никуда не девался и который, даже с учетом потери ряда неликвидных активов, представляет собой внушительную многотриллионную копилку. Кстати, все разговоры о пресловутом «бюджетном правиле» я бы в условиях специальной военной операции просто-напросто бы прекратил. Напомню, что «бюджетное правило» — это норма, при которой «излишки», поступающие в федеральный бюджет от продажи за рубеж нефти и газа, направляются в тот самый ФНБ, о котором мы говорили выше. На мой взгляд, говорить о каких-то «излишках» в условиях мобилизации по меньшей мере кощунственно.
Нелишне еще напомнить, что наша народнохозяйственная система по-прежнему остается чудовищно недокапитализированной. Грубо говоря, объем материально-технических ресурсов в стране у нас категорически не соответствует имеющимся объемам денежной массы. Ее можно спокойно увеличить в полтора-два раза, и экономика будет только рада. Все эти ресурсы мы спокойно «переработаем» в нужные стране материальные ценности.
Добавлю, что радикальной переработки потребует и трехлетний федеральный бюджет, который сейчас правительство готовится внести в Государственную думу. Беглый анализ принципов его формирования позволяет утверждать, что финансово-экономический блок нашего правительства о СВО ничего не знает и просто думает, что у нас сейчас очередной «ковидный» год. Финансово-экономический блок правительства рассуждает приблизительно так: «Да, надо добавить расходы на национальную оборону (раньше было — на здравоохранение). Да, надо сократить расходы на некоторые иные статьи бюджета… Но в целом ничего не изменилось, жизнь и дальше идет своим чередом». Но по факту-то изменилось всё. И от Послания президента мы ждем совершенно четкого поручения финансово-экономическому блоку правительства радикально изменить бюджетную и экономическую политику в нашей стране, придав ей однозначную социальную ориентированность.
Второе — это мобилизационный характер нашей экономики, то есть приоритет всего, что увеличивает нашу обороноспособность и стратегическую устойчивость экономической системы. Если у нас не хватает тех или иных производств (в первую очередь в машиностроении, но не только), то эти производства надо открывать либо финансово поддерживать тех, кто готов уже сейчас производить зарубежные аналоги. Если у нас недотягивает наша инфраструктура, то давайте ее модернизировать, и на это тоже нужны финансовые ресурсы. Сейчас крайне актуализировалась проблема транспортных артерий, портовых и прочих логистических мощностей. Мы не можем радикально нарастить экспорт на Восток из-за пропускных мощностей БАМа и Транссиба, как не можем и амбициозно двинуть экспорт по коридору Север–Юг через Иран из-за тех же проблем с логистикой и транспортной инфраструктурой. А еще нам требуется модернизация дорожной сети, ремонт и открытие новых аэропортов, восстановление транспортных возможностей речного хозяйства и многое другое, включая космические программы.
Мобилизация подразумевает то, что сейчас надо срочно и ускоренными темпами решать весь ворох копившихся десятилетиями проблем в развитии инфраструктуры и модернизации национальной экономики.
Вы спросите: а где же взять деньги на все эти трудовые свершения? Один из вариантов ответа (не единственный!) — это целевая эмиссия окрашенных цифровых рублей. Нам нужно реализовать простой принцип: цифровые рубли — в обмен на инфраструктурные или производственные объекты. Наше государство спокойно может эмитировать гигантские суммы на развитие инфраструктуры и модернизацию отечественного производства. В этом случае цифровой рубль конвертируется в реальные промышленные и иные объекты, которые сразу начинают работать на нашу с вами экономику. Все инфляционные, как, впрочем, и коррупционные, риски обнуляются на технологическом уровне. Запуск мобилизационного характера нашей с вами экономики как через механизм цифровой целевой эмиссии, так и через другие инструменты — это тоже наш запрос к Посланию нашего президента.
Третье — это, конечно, национализация элит. Все последние полгода с начала специальной военной операции складывается ощущение, что СВО на своих плечах тащат военные, а также обычные работяги и средний класс. Так называемые «элиты» находятся либо в стороне, либо делают вид, что ничего не происходит. Контрэлитное Послание — именно то, чего сейчас не хватает нашей с вами социальной и культурной политике. Национализация элит может проявляться в самых разных форматах, и поручения по итогам Послания, что называется, одинаковы для всех, начиная с миллиардеров из списка Forbs и заканчивая рядовыми сотрудниками предприятий всех форм собственности.
Где прогрессивная шкала налогообложения, где новые нормы в налоге на роскошь, где национализация активов недружественных России собственников? Все это необходимо именно сейчас, и общество ждет подобных решений. Мы все хотим увидеть перевод олигархического капитала на народные и патриотические рельсы.
А еще нам хочется также наконец-то увидеть батальоны, которые спонсируются нашими частными корпорациями, а также их владельцами. Хочется увидеть многомиллиардные пожертвования в фонды поддержки военнослужащих и добровольцев на передовой, членов их семей, а также беженцев из районов боевых действий.
Про национализацию «культурной элиты» я уже и не говорю. У нас у руля культурной политики в стране все та же либеральная и прозападная тусовочка, к которой мы все привыкли за последние десятилетия, с небольшой косметической ротацией и косметическим ремонтом. Где патриотические фильмы, где патриотические фестивали, где поддержка патриотического искусства? Вы скажете, что все это у нас тоже есть. А я отвечу, что ничего, кроме этого, и не должно быть. И меня не интересует, откуда взялись деньги на тот или иной фильм, спектакль или фестиваль. Все деньги (и государственные, и частные) в период мобилизации являются народными. Если то или иное художественное произведение не работает на победу, то его просто не должно быть в эфире, на сцене или в печати; и не важно, финансируется ли оно государственным Фондом кино или некими частными меценатами. Родина и Победа сейчас важнее!
И с мобилизацией (уже в прямом смысле этого слова) хотелось бы тоже разобраться… Точнее, с ее особенностями. Надо, конечно, прекратить всевозможные перегибы на местах. Это, как говорится, не обсуждается. Но хотелось бы, чтобы мобилизация (даже частичная) была бы более справедливой, если возможен здесь такой термин… Надо бы, например, почаще видеть фотографии «господских сыночков» на призывных участках, направляющихся в зону СВО отдать свой долг Родине…
А еще важно услышать прямое обращение президента относительно целей и темпов специальной военной операции и тех задач, которые общество должно решить в рамках данных национальных вызовов. Мобилизация, о которой я говорил выше, должна быть не только военной, промышленной, инфраструктурной, но и культурной, ментальной, мировоззренческой. А для этого общество должно понимать, что мы все как страна планируем и чего добиваемся. Забираем ли мы Харьков (и когда?), идем ли мы на Киев (и когда?), когда мы освобождаем Одессу и Николаев и воссоединяемся наконец-то с нашими братьями и сестрами в Приднестровье и Гагаузии? Какие дополнительные ресурсы нам необходимо мобилизовать для решения данных задач? Как изменится повседневная жизнь наших граждан и др.? Все эти вопросы сегодня задает себе каждый, и ответы на них вполне могут быть общими и всеобъемлющими.
Теперь вернемся к главному ресурсу нашего президента — к доверию общества. Нет никакого сомнения, что большинство граждан России всецело поддерживают присоединение к нашей Федерации еще как минимум четырех новых субъектов. Но, повторяюсь, ресурс национального доверия, при всей его значительности и монументальности, необходимо подкреплять различными шагами властей в сторону общества. И тот самый общественный договор, о котором мы говорили в начале, тоже важно обновить, внеся в него как минимум два существенных и ключевых пункта. Первый: мы, Россия, наконец-то избавились от диктата Запада и начали строить свою собственную жизнь и независимую политику. Это путь долгий и непростой, но пройти его необходимо. Второй пункт: после обретения этой нашей долгожданной независимости каждый гражданин России почувствует на себе, что государство о нем заботится. Декларации этих двух принципов будет уже достаточно.
Об обозначенном выше (а еще о многом другом) в той или иной форме президент может сказать в своем Послании Федеральному собранию. Мы скоро узнаем его содержание. И перед нами как перед страной будут обозначены важные цели и стратегические ориентиры. Мы искренне рассчитываем и на нашу общую Победу, и на мирное небо над головой, и на счастливое будущее наших детей. Чрезвычайно важно то, что мы, наша страна, как никогда за многие десятилетия, стали большой и сильной семьей, которая готова решать сверхсложные задачи и которой есть чем заняться сообща в этом сложном и противоречивом мире.