Эксперты прогнозируют дальнейший рост среднего чека к концу декабря Поделиться
За девять месяцев 2024 года в России на 8% увеличился средний чек при походе в продуктовый магазин, приблизившись к 500 рублям. Одновременно и количество транзакций, которые совершают граждане при походе в такие торговые точки, выросло на 7%-10%. Об этом сообщили аналитические платформы для бизнеса. Чем вызвано увеличение расходов граждан на покупку продуктов питания, «МК» рассказали эксперты.
Фото: Наталья Мущинкина
За период с января по сентябрь средний чек в розничных продуктовых магазинах увеличился на 8%. Россияне за один раз тратят на покупки в таких торговых точках 455 рублей, но ситуация сильно меняется в зависимости от региона. Так, среди городов-миллионников наибольшее увеличение среднего чека было зафиксировано в Казани (плюс 12%), Челябинске (11%) и Перми (11%). Эксперты поспорили о причинах этого явления.
Так, по словам аналитика компании «Цифра брокер» Кирилла Климентьева, основная причина роста количества покупок, который происходит одновременно с увеличением среднего чека, связана с повышением реальных доходов населения. По данным Росстата, реальные денежные доходы на душу населения в июле—сентябре составили 61,2 тыс. рублей, что на 18,4% больше, чем за тот же период прошлого года.
Инфляция, по данным Росстата, в сентябре составила 8,62% в годовом исчислении. То есть рост реальных доходов оказался равен примерно 10%, что привело к увеличению потребления в целом и затронуло, в том числе, и продукты питания.
Но есть и другое мнение. Несмотря на то, что столь бурный рост доходов россиян последний раз наблюдался 20 лет назад, главная причина увеличения трат граждан на продукты — инфляция, которая в этом сегменте товаров распределяется очень неравномерно.
— Увеличение трат на продукты у россиян вызвано, в первую очередь, ростом цен на них, — говорит эксперт по фондовому рынку компании «БКС Мир инвестиций» Анна Кокорева. — Инфляция с начала года превысила 8%, однако это не исключает того, что цены на ряд продуктов выросли на более высокий процент.
Это фактор действительно имеет место, ведь, по данным властей, с января по ноябрь 2024 года сливочное мало в России подорожало почти на 24%. В Союзмолоке такой рост цены на этот продукт связали с увеличением себестоимости производства по всей цепочке — от сырья до переработки. В результате, согласно данным исследования «Контура Маркета», в октябре 2024 года пачку сливочного масла в 180 грамм в магазинах нашей страны можно было купить в среднем за 184 рубля.
Как отмечает Кокорева, в России в целом высокая доля затрат на продукты питания в структуре расходов населения, в среднем — 38%. Если условно разбить население на группы по уровню доходов, то доля продовольствия в структуре расходов будет варьироваться от 17% до 47% (17% — это группа с высоким уровнем дохода, а 47% — с наименьшим).
— Конечно, когда более трети всех доходов уходит на продукты питания — это плохо, ведь фактически средства тратятся на обеспечение базовых потребностей, необходимых для выживания, — подчеркнула аналитик. — Оставшаяся часть уходит на коммунальные платежи, налоги и т.д. Средств, которые можно отложить в качестве сбережений почти не остается.
Именно по этой группе людей сильнее всего и бьет инфляция.
При этом увеличению трат россиян на продукты питания есть и еще одно объяснение.
— Рост расходов граждан на покупку товаров связан не только с сезонным ростом цен на отдельные товары, но и с увеличением физического объема покупок, — вступает в дискуссию доцент кафедры статистики РЭУ имени Г.В.Плеханова Ольга Лебединская. — Конец лета и начало осени — традиционно высокий сезон и покупатели увеличивают траты на сезонные товары, покупают их чаще и больше.
Ноябрь в расходах достаточно спокойный месяц, однако активное продвижение новогодней тематики может и в конце осени добавить дополнительных расходов, считает эксперт.
В целом, к Новому году, как средний чек, так и количество покупок продолжат расти, что будет связано с сезонным фактором (покупки к праздникам). По словам Климентьева, пока доходы растут опережающими темпами ввиду рекордно низкой безработицы (на уровне 2,4%), скорее всего, тенденция с увеличением расходов на продукты питания сохранится.