Домой Общество Будущее – за Арктикой: зачем нам она, отстоит ли Россия право на...

Будущее – за Арктикой: зачем нам она, отстоит ли Россия право на богатства региона

142
0

Арктика – единый физико-географический регион, который примыкает к Северному полюсу, Евразии, Северному Ледовитому океану и Северной Америке. Ввиду уникальности данного участка земного шара, за него едва ли не с момента освоения ведется ожесточенная борьба, в которой на сегодняшний день побеждает Россия. Рассмотрим, как это произошло, ответим на вопрос, зачем России и другим мировым лидерам Арктика, и представим, какое будущее ждет ледяные просторы Земли.

Будущее – за Арктикой: зачем нам она, отстоит ли Россия право на богатства региона

Первый человек в Арктике и ее освоение

Впервые человек разумный оказался в Арктике порядка 30 тысяч лети назад. Первые стоянки людей нашли в «Мамонтовой курье», что в долине реки Усы, расположенной на территории Республики Коми. Также стоянка людей находилась в устье реки Яна на территории современной Якутии и называлась «Бёрёлёх». Благодаря первым людям в Арктике человек разумный впоследствии стал более устойчив к низким температурам и экстремальным условиям жизни. Освоение Арктики также повлияло на мутацию гена меланин, но сегодня мы поговорим не о воздействии климата на организм человека.

Первые экспедиции в Арктику

Первыми мореплавателями в водах Северного Ледовитого океана стали русские, однако до них еще во времена викингов была открыта Гренландия. Усилия в этом приложил Эрик Рыжий. Русским же удалось выйти в открытый океан уже в XI веке нашей эры. Уже в XII—XIII веках были открыты острова Вайгач и Новая Земля, а спустя еще 200 лет – архипелаг Шпицберген и остров Медвежий. Первая карта бассейна Северного Ледовитого океана появилась еще спустя 100 лет, примерно тогда же началось освоение западного участка Северного морского пути, на котором чуть позже остановимся подробнее.

В освоении арктических земель активное участие принимали и русские первопроходцы. Семену Дежневу удалось открыть пролив между Азией и Северной Америкой уже в 1648 году, вот только назвали его уже при императоре Петре I в честь мореплавателя Витуса Беринга – Берингов пролив. Благодаря Великой северной экспедиции, которая была проведена в 1733-1743 годах, удалось исследовать все сибирское побережье Северного Ледовитого океана до мыса Большой Баранов. Кроме того, исследователи описали свои открытия и написали полноценные карты.

Британская империя подключилась к исследованиям Арктики только в 1838 году, когда был открыт остров Виктория. Норвегия же включилась в освоение льдов к концу XIX века, а наиболее заметный успех был достигнут во время экспедиции Руаля Амундсена, который успешно дошел до Северного полюса в 1911 году.

Спустя десятилетие к ледяным шапкам Земли устремилась и Италия. Были осуществлены попытки освоения при помощи дирижаблей, но, кажется, всех переплюнуло молодое советское государство. В 1930 году начала работать Вайгачская экспедиция ОГПУ по добыче первых полезных ископаемых. Уже к 1932-1933 годам работала полноценная полярная станция в Бухте Тихой, что на Земле Франца-Иосифа. Тогда же в СССР было создано Главное управление Северного морского пути, и с этого момента началась новая эра в освоении Арктики – обеспечение судоходства.

Свою лепту в освоение Арктики внес и Валерий Чкалов. В 1937 году он вместе с экипажем самолета АНТ-25 совершил непрерываемый перелет из Москвы через Северный полюс в Ванкувер, штат Вашингтон. Протяженность этого маршрута составила 8 504 километра – космические величины для первой трети XX века.

Северный морской путь: прошлое, настоящее и будущее

Севморпуть – кратчайший морской путь между европейской частью России и Дальним Востоком. В годы Второй мировой войны этот участок являлся важнейшим для Советского Севера, через него отправлялись корабли с провизией и вооружением. В годы войны по Северному морскому пути было перевезено порядка 4 миллионов тонн различных грузов.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Путин: Участникам спецоперации должен быть обеспечен двухнедельный отпуск раз в полгода

Работы на Севморпути активизировались в 1960-х годах, когда в СССР начали создавать первые атомные ледоколы. Первый ледокол «Ленин» сошел в воды Арктики в 1960 году, а уже спустя 14 лет началось строительство семейства ледоколов «Арктика». Немалую роль в освоении Северного морского пути сыграл и Норильский комбинат, который сегодня входит в состав «Норильского никеля».

Сегодня Россия продолжает развивать свое присутствие в Арктике. Достижения советских ученых не были утрачены, и во многом получили свое развитие. В настоящее время основными пользователями Севморпути являются компании «Норникель», «Газпром», «Лукойл», «Роснефть», «Росшельф», а также Красноярский край, Саха—Якутия и Чукотка. Россия осуществляет проект Северный завоз – комплекс ежегодных мероприятий, направленных на обеспечение территорий Крайнего Севера Сибири, Дальнего Востока и Европейской части России продовольствием и нефтепродуктами перед началом зимнего сезона. Северный завоз сегодня обслуживает 20 миллионов человек.

Объемы перевозок по Северному морскому пути в 2020 году достигли 32 410 тысяч тонн грузов. К 2030 году ожидается рост объема перевозок до 60-70 миллионов тонн, но президент России Владимир Путин ранее распорядился к 2024 году нарастить данный показатель до 80 миллионов тонн. В Минвостокразвития составили прогноз, в соответствии с которым к 2030 году объем грузоперевозок составит 120 миллионов тонн, к 2035 году – 160 миллионов тонн. Вряд ли нужно пояснять, что все мероприятия по развитию Арктики призваны обеспечить стабильный доход в государственную казну России.

Природные ресурсы Арктики

В Арктике залегает большое количество неразработанных природных ресурсов, таких как газ, нефть и уран. Геологическая служба США в 2008 году сообщила, что объемы залежей нефти в арктическом регионе составляют 90 миллиардов баррелей. В компании British Petroleum в 2017 году сообщили: человечеству ежегодно требуется 620 миллионов баррелей нефти. Следовательно, залежей углеводородов в Арктике хватит еще на 145 лет жизни для всей планеты.

В западной Арктике находятся крупные газовые месторождения: Штокмановское, Русановское и Ленинградское. На залежи нефти также претендуют западные Shell, BP и EXXON, но правовой статус Арктики (в большинстве) остается за Россией. Международное сообщество же протестует против разработки полезных ископаемых в Арктике, так как это может негативно отразиться на климате Земли. В частности, для нефтедобывающих платформ может оказаться катастрофическим столкновение с дрейфующими айсбергами, с которыми человечество пока что не знает, как поступить.

Правовой режим Арктики и полярные владения России

Арктический регион поделен между Россией, США, Норвегией, Канадой и Данией. Технический прогресс в освоении Арктики, как говорилось выше, находится на половине поля России. Однако Канада еще в 1909 году заявила, что весь регион является ее территорией. Практически никаких действий для освоения предпринято не было, поэтому 15 апреля 1926 года Президиум ЦИК СССР постановил: водная граница советских владений в Арктике должна пройти от Кольского полуострова через Северный полюс до Берингова пролива. Россия в 1997 году ратифицировала Конвенцию по морскому праву 1982 года. Также России требуется доказать, что подводные хребты Ломоносова и Менделеева имеют континентальное происхождение, в этом случае удастся добиться полноценных прав на Арктику. Дания считает, что хребет Ломоносова – это затонувшая часть Гренландии. В 2007 году Россия совершила немыслимую экспедицию, опустившись на дно Северного Ледовитого океана, где был установлен российский флаг.

Транспортные пути и военное значение Арктики

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Зимний сад в доме: особенности проектирования и строительства

Сегодня стратегически важным объектов является порт в Архангельске. Его пропускная способность составляет 11,5 миллиона тонн в год. Через Арктику также проходит кроссполярный авиамост – кратчайший путь между Северной Америкой и Азией. Становится понятно, почему США и Канада продолжают утверждать о своем превосходстве в регионе. Пока идут прения о правовом статусе, Россия разработала ряд программ по развитию Арктики. В частности, предполагается строительство глубоководного района морского порта Архангельск.

Также планируется развивать порт Сабетта, который находится на западном берегу Обской губы Карского моря, на полуострове Ямал. Порт начали строить в рамках проекта «Ямал СПГ» – предприятия по добыче сжиженного природного газа. Россия также будет реконструировать порт Мурманска для дальнейшей его интеграции в Северный морской путь.

Говоря о военном значении Арктики, стоит начать со времен Второй мировой войны и Гренландии. На крупнейшем острове в мире были размещены американские военные базы, Гренландия же была возвращена Дании. Вашингтон неоднократно пытался купить этот остров, но все попытки, даже те, которые предпринимал Дональд Трамп, были отвергнуты. Примерно с тех пор начало расти военное присутствие стран НАТО в Арктике. Сегодня в регионе регулярно проводятся учения, в частности, в Норвегии и США. К 2022 году ВВС США собираются перебросить на Аляску 54 самолета F-35A, при этом не стоит забывать об американской базе в Туле, Гренландия.

Еще одним преимуществом России в Арктике является, помимо технологического прорыва, ее территориальное расположение. Вся северная часть страны омывается водами Северного Ледовитого океана. В 1954 году на острове Новая Земля был создан первый в мире ядерный полигон. С 2013 года проводится восстановление присутствия на Новосибирских островах, где находится стратегически важный аэродром Темп, где изначально находилась полярная станция. Кроме того, Россия строит и реконструирует аэродромы в городах Тикси, Нарьян-Мар, Алыкель, Амдерма, Анадырь, в Рогачево и на пограничной заставе Нагурское. В 2016 году на Земле Александры ввели в эксплуатацию военную базу «Арктический Трилистник», которая является самым северным капитальным сооружением на Земле.

Россия создала, наверно, самое совершенное оружие для защиты собственных интересов в регионе. Только в ближайшее время Северный флот получит в распоряжение первые образцы атомного ракетного крейсера проекта «Борей-А» «Князь Владимир», а также фрегат «Адмирал Касатонов». Северный флот ежегодно отрабатывает совместно с ВДВ, ВКС и Силами специальных операций оборону стратегически важных объектов и защищает рубежи России. Всего же до конца 2020 года в Вооруженные силы России планировалось поставить 180 единиц военной техники, предназначенной для работы в арктических условиях.

Будущее России и Арктики

Судя по сложившейся ситуации, Россия вряд ли уступит кому-то арктический регион. Для справки: президент России Владимир Путин в 2019 году сообщил, что ледокольный флот страны к 2035 году должен составить 13 кораблей, девять из которых будут атомными. Сегодня Россия имеет четыре ледокола, еще три строятся в Санкт-Петербурге. У США в настоящее время есть всего два ледокола: WAGB-20 Healy и USCGC Polar Star, но подвижки к строительству новых кораблей не предвидятся. Российская армия гораздо лучше подготовлена к ведению боевых действий в условиях сильных морозов, и тут до ВС России не дотягивает ни Норвегия, ни Канада, чья военная техника часто глохнет и ломается в ходе учений. Хочется пожелать руководству нашей страны мудрости и удачи в реализации задуманного, так как планы по развитию Арктики до 2035 года поистине колоссальные.