Продавцы цветов переложили на покупателя все невыплаченные кредиты и долги за аренду
Поставки цветов в Россию в преддверии Международного женского дня выросли в два раза. Об этом сообщила Федеральная таможенная служба. С 15 февраля по 3 марта центры электронного декларирования выпустили около 9,15 тысячи тонн срезанных цветов и бутонов. Однако, несмотря на существенный рост поставок, стоимость букета в преддверии главного гендерного праздника выросла, по разным оценкам, на 30-150% по сравнению с прошлым годом. Почему цветов стало больше, но цены на них продолжают расти, и как сэкономить на букете для любимой, выяснял «МК».
Фото: pixabay.com
Доля импортных цветов на рынке России достигает 80%, остальное — свое, доморощенное. Несмотря на уличные протесты этой зимой в Амстердаме (основного нашего поставщика), жёсткие локдауны власти там продлили до марта, а коронавирусные ограничения неизбежно оборачиваются издержками производства, дополнительными расходами на меры безопасности и зарплату при повышенной нагрузке на работников — в том числе и цветоводческой отрасли.
Логистические сложности при прохождении границ тоже никто не отменял. Весной прошлого года эти проблемы были в новинку, а растения ещё и требуют особых условий хранения и перевозки, в итоге объёмы импортированных в Россию в 2020 году цветов оказались ниже обычного. А дальше, начиная с апреля 2020-го, находясь в режиме «сидим дома», люди вообще намного реже ходили в гости, и только самые верные романтики посылали любимым букеты, заказав их в онлайн магазинах. Как изменилась ситуация на рынке цветов 2021-м, сколько в итоге потратят россияне на букеты к празднику, хватит ли товара, чтобы удовлетворить спрос, «МК» рассказали эксперты.
«И наши, и зарубежные производители цветов в 2020 году сокращали производство, не понимая толком, насколько сильно обвалится в итоге спрос, и насколько медленно он будет потом восстанавливаться. Лишние объёмы нереализованных цветов не были нужны ни производителям, ни оптовикам – их просто уничтожали! Кстати, цветы к прошлому празднику 8 марта 2020 года закупались заранее ещё по курсу евро около 70 руб, а сейчас к началу марта евро стоит дороже 90, а это, как минимум, 30% только курсовой прибавки к цене букета. Но в этом ограничения в России постепенно снимаются, и настроения у людей совсем другие, они более похожи на праздничные. У мужчин явно присутствует желание проявить к любимым женщинам максимум внимания, и поэтому высокие цены на букеты мало кого остановят. А значит, и дефицита ждать не стоит: сейчас оптовики видят реальную возможность заработать как прежде, в докоронавирусную эпоху. Они завезли достаточный запас ароматных букетов, чтобы с лихвой компенсировать недополученную прибыль за прошлый год. А что касается цены, то помимо объективных «импортных» причин подорожания, отечественный продавец с удовольствием переложит на покупателя и все свои не выплаченные кредиты и долги за аренду. Потратить много денег из личного бюджета, конечно, смогут позволить себе не все, но праздник — разовая история, и спрос на букеты в этом году будет таким же высоким, как и в обычное 8 марта. Тем, кто серьёзно хочет сэкономить, нужно постараться приобрести букет пораньше, или купить цветок в горшке, который и до праздника не отцветёт, и радовать своим видом будет долго. А традиционные мимозы с юга, купленные на улице или у метро, скорее всего, обойдутся дешевле голландских тюльпанов или гиацинтов, даже если последние удастся приобрести в крупных специализированных цветочных магазинах со скидкой».
«Главный фактор, который влияет на рост стоимости живых цветов — это ослабление рубля, так как на рынке этой продукции импорт занимает большую часть. Кроме того, за год выросли затраты производителей, которые выращивают цветы в России: увеличились тарифы на ЖКХ, транспортные расходы, изменилось налогообложение, выросла стоимость упаковки. Доля импортных цветов на рынке России достигает 80%, остальная продукция — это производство тепличных хозяйств в нашей стране. Основная проблема, почему в России не могут полностью заместить импортную продукцию — необходимость высоких инвестиций и низкая маржинальность бизнеса. Из-за снижения доходов населения и роста цен, меняется и спрос на цветы — он сокращается ежегодно на 5% в среднем. По итогам прошлого года потребительский спрос на эту продукцию снизился на 20%. Что касается наступающего 8 марта, то дефицита свежих цветов не предвидится — при снижении спроса будут сокращаться и поставки, а также собственное производство. А чтобы сэкономить на будете к празднику, лучше договариваться с магазинами или студиями заранее, причем желательно делать оптовые заказы, что даст возможность получить скидки».