Домой Экономика Большой стране – больше дорог

Большой стране – больше дорог

15
0

На развитие транспортной системы из казны будет выделяться около 1,5 трлн. рублей ежегодно Поделиться

Развитие транспортной системы становится одним из ключевых условий адаптации российской экономики к условиям санкций и переориентации транспортных потоков. При этом рассматривать отдельно проблему транспорта для бизнеса, транспорта для населения, транспорта для новых регионов нельзя. Практически все решения в этой части являются общими. Об этом на прошедшем транспортном форуме заявил председатель правительства Михаил Мишустин, который системно расставил акценты в приоритетах развития транспортного комплекса России на ближайшие годы.

Большой стране – больше дорог

Фото: АГН «Москва»

В прошлом году изменения логистических цепочек, расходы на транспортировку и хранение при производстве товаров и услуг в России выросли на 24 процента. Это стало серьезным давлением на затраты бизнеса. Для некоторых отраслей и регионов такое увеличение расходов существенно ухудшает финансово-экономические условия. Поэтому очень важно сохранение высоких темпов развития транспортной инфраструктуры, достигнутых Правительством России в последние годы.

Обеспечение мобильности для населения страны особенно необходимо в условиях дефицита кадров, с которым столкнулся рынок труда. В этой ситуации, вероятно, может активизироваться временная миграция населения, а хорошая транспортная доступность дает жителям больше возможностей для трудоустройства.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Превращаются в «кирпич»: раскрыта новая схема мошенничества при продаже мобильных телефонов

В сложившейся ситуации необходимо сконцентрировать внимание на нескольких вопросах.

Во-первых, сегодня акцент делается на развитии федеральной и региональной автомобильной инфраструктуры. Это правильно, но одновременно ведет к снижению объема ресурсов, направляемых на развитие местной сети автодорог. И речь уже не только об агломерациях, но и о местных дорогах, связывающих малые и средние города и сельские территории. Традиционно острой остается проблема связности по региональным и местным дорогам в приграничных зонах между соседними субъектами федерации.

Во-вторых, уровень автомобилизации населения, как известно, значительно вырос. За пределами городов автомобильный транспорт является фактически безальтернативным. Рост цен на топливо в 2023 году может негативно сказаться на социальном положении населения, особенно уязвимых слоев, имеющих невысокий уровень доходов, прежде всего, сельских жителей.

В-третьих, развитие авиационной инфраструктуры за пределами крупнейших городов еще не дает возможности для усиления связей. Перелеты через Москву все еще доминируют в структуре межрегиональных авиационных связей. Дальнейшее развитие межрегиональных маршрутов видится в сохранении тенденции к формированию хабов в нескольких регионах страны, прежде всего, с развитой туриндустрией.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Иммигрантов предложили вернуть в Россию рублем

Наконец, ограничение доступности зарубежного отдыха (в том числе из-за роста стоимости авиаперевозок) неожиданным образом подтолкнуло развитие внутреннего туризма. Но улучшение транспортной ситуации во многих туристических регионах, к сожалению, отстает от темпов роста турпотока. Особенно это касается развития придорожной инфраструктуры и сервисов. Ограниченные финансовые ресурсы не позволяют регионам и муниципалитетам самостоятельно справиться с этими проблемами. А вот в связке с федеральными органами на местах вполне будет по силам решать эти важнейшие для всех задачи.

Поэтому неудивительно, что Правительство страны уделяет приоритетное внимание для повышения транспортной связности внутри страны, формирования международных транспортно-логистических коридоров. Возможно, часть из этих решений нужно было принять несколько раньше, однако важно, что они так или иначе реализуются. Главное теперь не снижать темпов и постепенно подходить к тем вопросам, до которых у властей не доходили руки в последние годы. Тем более что бюджетных денег в размере обещанных 1,5 трлн. рублей по году вполне должно хватить на все заявленные дорожно-транспортные проекты.

Дмитрий Землянский, директор научно-исследовательского центра пространственного анализа и региональной диагностики Института прикладных экономических исследований РАНХиГС