Руководство политической партии «Новые люди» предложили концепцию понижения платы за коммунальные услуги
Постоянное подорожание оплаты услуг ЖКХ — проблема, которая, пожалуй, касается всех без исключения жителей страны. За что мы платим и куда идут деньги — главные вопросы, которые и ранее звучали часто, а после периода самоизоляции буквально — каждый день. Оставшись дома, люди стали потреблять больше энергии, что вызвало увеличение итоговых цифр в платежках, а вот повышения заработной платы пандемия никому не принесла. Таким образом, извечная проблема стала еще острее. На круглом столе, прошедшем в четверг, 4 марта, руководство партии «Новые люди» и представители экспертного сообщества обсудили программу «Бережливое ЖКХ» — новую концепцию умного управления коммунальными ресурсами, направленную на повышение качества среды для жизни без повышения коммунального платежа.
Фото: pixabay.com
Руководство политической партии «Новые люди» предложили концепцию понижения платы за коммунальные услуги
По предварительным оценкам экспертов, комплекс решений «Бережливое ЖКХ» в сумме позволит достигнуть экономии 25% от коммунального платежа. Такое заявление звучит многообещающе. Особенно при условии того, что даже официальная статистика Росстата подтвердила общее падение доходов населения по итогам 2020 года.
— Более 50% обращений в общественную палату посвящены проблемам ЖКХ, — подтверждает этот тезис первый заместитель председателя Комиссии по общественному контролю и взаимодействию с общественными советами ОП РФ Артем Кирьянов. — Людей безусловно, волнует повышение платы за услуги и недолжное выполнение УК их обязанностей.
В программе, представленной партией, предусмотрены семь основных пунктов, совокупность которых должна дать не только решение насущных проблем и совершенно новый подход к использованию жилых помещений.
— Мы привыкли, что цены на ЖКХ могут только расти, — говорит председатель партии «Новые люди» Алексей Нечаев. — Наша партия продумала смарт-решение, которое позволяет снизить цены на ЖКХ на 20-25%. Оно основано на том, что плательщики, управляющие компании и банки смогут инвестировать в энергосбережение и в долгосрочной перспективе выигрывать на этом. У нас была акция в 72 регионах, где мы мерили уровень энергосбережения в разных домах. Мы увидели, что одни дома, чаще частный сектор и новая застройка, практически не теряют тепло. А вот «хрущевки» и «панельки» — обогревают улицу. Это легко увидеть с помощью тепловизора. Как минимум если закрыть эти «дыры», то энергопотребление, а с ним и расходы, снизятся. Кроме того, те, кто возьмет в свои руки управление своим домом, обеспечит энергосбережение, должны поддерживаться государством. Налог на содержание жилья для них должен быть снижен.
Еще одна проблема — прозрачность в начислениях. Контроль качества и объема предоставленных услуг должен осуществляться как на границе дома на основании показаний общедомового прибора учета, так и на границе квартиры на основании показаний индивидуальных приборов учета. Только так можно сделать ясным взаиморасчет между собственниками и управляющими компаниями и позволит выявить источники наибольших потерь и неэффективного использования ресурсов в многоквартирном доме. Для этого необходимы дополнительные экономические стимулы для установки общедомовых приборов учета.
Кроме того, люди должны понимать не только стоимость покупки жилья, но и общую стоимость его дальнейшей эксплуатации. Застройщики должны информировать граждан о таких расходах до заключения сделки. Для этого застройщики должны проводить расчет эксплуатационной стоимости построенного здания на всем жизненном цикле, исходя из фактического уровня энергоэффективности и подключения к коммунальной инфраструктуре. Отдельное внимание должно быть уделено и социально незащищенным гражданам.
— Если разделить потребление целого дома и индивидуальное потребление, то мы сразу сможем выявить, какие проблемы есть в общедомовом имуществе, — рассказывает доцент Департамента менеджмента и инноваций Финансового университета при Правительстве РФ Станислав Шубин. — Какие бы мероприятия не организовывали по энергоэффективности, насколько бы мы не снижали платежи, все равно будет незащищенная категория граждан, которым это будет не по карману. Учитывая уровень доходов, 22% дохода домохозяйств тратить на оплату жилья — это очень дорого. Адресная поддержка должна быть более существенная и предлагаем снизить до 15% для некоторых категорий. Некоторые субъекты уже рассматривают возможность установить более низкую ставку, например, Москва предлагает вообще 10%. Но нужно упростить гражданам получение субсидии.