Минэнерго уверяет в эффективности мер по сдерживанию роста стоимости топлива
Меры по стабилизации топливного рынка позволили снизить стоимость бензина и добиться «справедливой розничной цены», заявили в Минэнерго. Между тем, по словам опрошенных «МК» аналитиков, этот тезис не отвечает классическим рыночным критериям: какая тут еще справедливость, когда внутренняя цена на бензин находится под жестким влиянием государственного механизма демпфера? Законы свободной торговли и административное регулирование – две большие разницы, как говорят уже не только в Одессе.
Фото: Геннадий Черкасов
«Справедливая розничная цена без демпфера – 50,08 рублей за литр. Без вмешательства государства топливо стоило бы на 5,2 рублей дороже», – отметили в Минэнерго, по данным которого, сегодня литр бензина Аи-92 можно купить на АЗС в среднем за 44,8 рубля. При этом ведомство напомнило, что цена бензина в России остается одной из самых низких в мире: в США (в переводе на российскую валюту) литр стоит 63,6 рубля, в Канаде – 86,4, в Германии – 126,7, во Франции – 135,5, в Норвегии – 150,4.
Введенный с 1 января 2019 года демпферный механизм активно отстаивают Минэнерго и Минфин. По мнению чиновников, он удерживает цены на заправках: в случае высоких мировых цен государство доплачивает нефтяным компаниям, поставляющим топливо на отечественный рынок, компенсируя их потери от ограничения экспорта. И наоборот: власти изымают в пользу федерального бюджета часть доходов компаний, когда продажи внутри России оказываются выгоднее.
Но участники рынка мнения чиновников почему-то не разделяют. Независимый топливный союз требует отмены демпфера. По словам его президента Павла Баженова, в реальности эта финансовая мера превратилась в субсидии на прибыль и в налог на убытки. В 2020 году нефтяным компаниям пришлось продавать топливо себе в ущерб, доплачивая государству за каждую произведенную тонну. Впрочем, в Минфине распорядились об увеличении с марта нормативов по продаже бензина на бирже (с 10% до 11% от уровня производства) и дизтоплива (с 6% до 7,5%), чтобы мелкие АЗС имели возможность проводить бесперебойные оптовые закупки.
В условиях, когда цены на бензин регулируются административным путем, во многом находясь под воздействием демпфера, тезис о «справедливой розничной цене» звучит некорректно, считает ведущий эксперт Института современного развития Никита Масленников. Что касается механизма демпфера, то, с одной стороны, он действительно сглаживает цены на длинной дистанции, а с другой, работает с существенными задержками в ситуации, когда на рынке происходят краткосрочные ценовые взлеты. На взгляд Масленникова, действующий в нефтяной отрасли налоговый режим напоминает лоскутное одеяло: куча нестыкующихся друг с другом норм, а единого пакетного решения нет. Кроме того, нефтяные компании работают в разных климатических и конкурентных условиях, на месторождениях разного класса и уровня. А в ближайшие 10–15 лет ситуация усложнится тем, что им придется делать упор на добыче трудноизвлекаемой нефти. Все эти моменты ставят крест на самом определении «справедливая розничная цена».
Абсолютно неправомерно и сравнение со странами Запада: долю тамошних цен на бензин надо рассматривать в общей структуре потребления, заработных плат, доходов населения, отмечает руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. Минэнерго забывает сказать о разнице в доходах. Минимальная зарплата россиян составляет 12,7 тысяч рублей, а в США она на уровне 90 тысяч рублей по текущему курсу. У нас средняя зарплата 46 тысяч рублей, в Америке – почти 300 тысяч. А стоимость литра бензина в США всего на 20 рублей больше, чем в России. По словам Деева, никакой заслуги властей в том, что топливо стоит не 50 рублей, а 44, нет. Это временное явление. Отрасль несет серьезную фискальную нагрузку, которая приводит к росту цен, а оплачивают растущие налоговые аппетиты государства российские автовладельцы. Ведь конечная цена литра бензина более чем на две трети складывается из налогов и акцизов.