Домой Экономика Аналитик Юшков усомнился в возможности сдержать цены на топливо: «Большие перемены»

Аналитик Юшков усомнился в возможности сдержать цены на топливо: «Большие перемены»

21
0

У правительства вряд ли получится урегулировать темпы роста стоимости бензина на уровне инфляции Поделиться

Если ситуация на российском топливном рынке не изменится, то государство введет «самые жесткие меры» для преломления ситуации. Об этом предупредил вице-премьер Александр Новак на последней встрече с владельцами крупных сырьевых корпораций. Жесткий тон вице-премьера, очевидно, связан с тем, что ранее введенные требования, в первую очередь, о запрете экспорта бензина и дизеля, которые были направлены на стабилизацию стоимости горючего на внутреннем рынке, оказали довольно вялый эффект на топливные цены. Почему не сработали предыдущие правительственные решения, какие еще меры есть в арсенале властей и что дальше будет с ценами на топливо? Ответ на эти вопросы «МК» искал у ведущего аналитика Фонда национальной энергобезопасности, эксперта Финансового университета при Правительстве РФ Игоря Юшкова.

Аналитик Юшков усомнился в возможности сдержать цены на топливо: "Большие перемены"

Фото: Ольга Шуклина

Ограничение на экспорт бензина и дизельного топлива из России было введено 21 сентября. Правительственное решение не стоит считать «драконовским» методом — только за лето стоимость самых популярных сортов горючего выросла на бирже чуть ли не вдвое. С начала лета биржевые котировки АИ-92 подорожали с 55 тыс до 70 тыс рублей за тонну. Мораторий на экспорт сработал: стоимость бензина сразу же рухнула на 22-24%. Правда, ужесточение контроля над продажами моторного топлива не остановили отечественных поставщиков, пополняющих свои карманы за счет продажи горючего за границу и опосредованно стимулирующих разгон цен на российских бензоколонках. Каждый день внутренние рыночные котировки горючего отыгрывают в среднем по 1%. Такими темпами уже через две-три недели они опять достигнут рекордных значений и тогда все распоряжения чиновников придется снова пересматривать.

— Не факт. Нефтяники и другие поставщики вряд ли начнут оперативно наполнять рынок достаточными объемами горючего. Между правительством и крупными сырьевыми компаниями продолжается торг. Подтверждением тому служит недавняя встреча зампреда правительства Александра Новака с руководством отраслевых холдингов. Насколько я понимаю, стороны согласуют следующую схему взаимоотношений. Если производитель реализовал на внутреннем рынке некоторые, согласованные с регуляторными ведомствами объемы нефтепродуктов, у его предприятий открываются двери, то есть появляется возможность заработать на сбыте сырья зарубежным клиентам. Владимир Путин неоднократно требовал от производителей сначала наполнить энергоресурсами внутренний рынок, и только в соответствие с излишками — объемами горючего, не столь критически важными для пополнения запасов и выполнения национальных экономических задач — заключать различные долгосрочные контракты на иностранных торговых площадках.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Ипотеку ввели в зону психологического комфорта

— По-сути, осуществление этой идеи продвигается уже несколько десятков лет. Есть подозрения, что скоро запретят сделки (по перепродаже купленного на бирже сырья третьим фирмам — «МК») и на внутреннем рынке. Ряд трейдеров, обеспечивающих поставку, закупку и транспортировку горючего местным потребителям, рискует просто остаться без работы — без лицензии на осуществление своей деятельности многие фирмы и их работники останутся без гроша.

— Но ведь эти компании далеко не всегда покупают топливо на бирже, чтобы продать приобретенные объемы отечественным клиентам. Достаточно сложно выяснить, в какой мере они руководствуются интересами национальной законодательной политики в сфере торговли топливом, а в какой умудряются повышать собственные заработки, пользуясь прорехами в постоянно обновляемых отраслевых документах. Скорее всего, правительство старается избавиться от таких игроков, поэтому отечественный сбытовой рынок бензина и мазута ждут серьезные перемены: продавать нефтепродукты за рубеж по более выгодным ценам смогут только те компании, которые отчитались перед государством о реализации аналогичных объемов внутренним клиентам.

— Свободный рынок и создан для того, чтобы продавцы и покупатели могли договариваться об устраивающих всех котировках. Паника на торговых площадках зачастую устанавливается не действиями непосредственных контрагентов, а спекулятивной реакцией трейдеров, для которых главной целью служит увеличение прибыли, но они никак не заинтересованность в укреплении стабильного положения на национальном рынке.

Правительство, конечно, попытается урегулировать темпы роста цен на бензин на уровне инфляции. Только вряд ли получится. К концу декабря инфляция прогнозируется в районе 7-8%, а розничная стоимость, к примеру, дизельного топлива с января уже стала выше на 10%. Другие виды моторного горючего подорожали в меньшей степени, поэтому сохранить тарифы на АИ-92 и АИ-95 за счет видоизмененных налоговых мер чиновники, возможно, смогут. Для обычных потребителей — нас с вами — сейчас гораздо важнее не найти виновного в подорожании бензина, а не допустить новых скачков цен на сырьевых биржах или АЗС.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Сколько денег нужно для счастья: что делать, когда средств на жизнь не хватает

На искоренение такой прослойки «серых» экспортеров и направлены нынешние правительственные меры. Торговцев, которые покупают бензин на отечественных биржах, а потом перепродают его зарубежным покупателям, не стоит называть нечистоплотными. Купил подешевле и продал подороже: в этом суть свободного экономического рынка. Теоретически, теперь они лишатся такого способа приумножения доходов. Правда, насколько подобный запрет правительства сработает на практике — покажет время. Многие внедряемые государством регуляторные инструменты сначала кажутся привлекательными, но их исполнение спустя несколько месяцев разочаровывает и вызывает у обычных автомобилистов только раздражение.

— Необходимо понимать, что более половины розничного рынка топлива в России контролируется не крупным бизнесом, к которому государство предъявляет новые фискальные претензии, а независимыми фирмами — в их распоряжении может находиться до нескольких десятков АЗС во многих регионах страны. Ряд производственных и транспортных объединений исторически поставляют сырье на хозяйствующие объекты — подобная цепочка поставок существует чуть ли не со времен плановой экономики СССР. Для собственного выживания таким компаниям, судя по всему, и приходится тем или иным способом участвовать в «сером» экспорте. В результате введенных государством мер, крупные холдинги, ведущие диалог напрямую с высокопоставленными правительственными чиновниками, конечно, потеряют часть выручки, но в целом эту ситуацию переживут. А вот жизнь небольших фирм, с советских времен «заточенных» на поставки горючего определенным, локальным предприятиям, окажется на волоске: они и сами могут навсегда уйти с рынка и лишат горючего своих устойчивых покупателей.